Баллада о грузовике и его прицепе
В детской литературе, и особенно в книгах для малышей, существует самое важное и при этом таинственное понятие, которое трудно объяснить словами. Имя ему – детскость. Десятки авторов на моём веку сочиняли умные, очень правильные и, на их взгляд, чрезвычайно полезные для детей тексты, однако эффект их сочинений был нулевой, если не отрицательный. А все потому, что они были лишены этой самой детскости. Что же такое скрывается за кажущимся простым, но столь таинственным понятием? Непосредственность интонации – но и не только. Особые ритмы, внутренняя энергия, лексика, острота переживания – все это необходимо тоже, чтобы взволновать детскую душу. Для меня и сегодня писание книг для детей сопоставимо с магией.
Этой магией пронизан казалось бы простенький и очень короткий рассказ про поездку грузовика с прицепом, написанный Анастасией Орловой и только что изданный «Росмэном» особой книгой.
«Это грузовик.
А это прицеп.
У грузовика четыре колеса, и у прицепа четыре колеса.
У грузовика кузов, и у прицепа кузов.
В грузовике груз, и в прицепе груз.
У грузовика есть руль, а у прицепа нет!
У грузовика есть мотор, а у прицепа нет!
У грузовика есть фары, а у прицепа нет!
У прицепа номер, а у грузовика два номера!
В грузовике кирпичи, а в прицепе гравий!
Прицепу тяжело, а грузовику ещё тяжелее.
Куда грузовик, туда и прицеп.
Едет грузовик по ровной дороге, и прицеп за
собой тащит».
Так начинается эта своеобразная баллада в прозе для самых маленьких читателей, только-только
научившихся говорить.
«Вдруг на дороге ямка!
Грузовик в ямку: «Бабах!».
И прицеп в ямку: «Бабах!».
Едут они дальше.
А на дороге ямка и ещё ямка!
Грузовик в ямку: «Бабах!», и ещё в ямку: «Ба-
бах!».
И прицеп: «Бабах! Бабах!».
Едут они дальше.
А на дороге ямка, яма и ещё ямища.
А грузовик повернул в сторону и объехал ямы.
А прицеп: «Бабах! Бабах! Бабах!»
Едет грузовик по ровной дороге, и прицеп за ним едет легко и ровно.
Едут они дальше.
А на дороге…
…шлагбаум! Стоп! Приехали на стройку.
– Что везёте?
– Кирпичи и гравий.
– Проезжайте!
Грузовик выгрузил кирпичи: «Бум! Бум! Бум! Бум!».
Прицеп выгрузил гравий: «Чики-чики-чики-так!».
Едет грузовик обратно, а за ним прицеп.
Грузовик пустой и прицеп пустой.
Легко грузовику, а прицеп вообще вприпрыжку скачет.
Куда грузовик, туда и прицеп.
Хорошо им вместе».
В этой прекрасной простоте рассказа происходит одушевление главных персонажей – то самое, что всегда случается в детской игре, когда малыш, переставляя игрушки, разговаривает за них, переживает вместе с ними различные события, порой даже вскрикивая! Так и здесь.
Но грузовик и прицеп ждут новые приключения. Не так-то просто им вдвоем спуститься с горы, а подняться – еще тяжелей. И вот прицеп неожиданно отрывается, весело хохоча и под- прыгивая несется вниз, съезжает с дороги и повреждает колесо. Грузовику приходится за ним возвращаться, привязывать его к себе тросом,
тащить на станцию техобслуживания. И оставив там, ехать по свои делам, перевозить в магазин арбузы, что тоже не так просто – ведь арбузы постоянно катаются по кузову то вправо, то влево.
А еще надо пережидать стадо коров, бредущих по дороге, потом преодолевать глубокую лужу.
Так и кончается день. Становится темно. А что же прицеп, который давно починили, и к которому
прибилась бродячая собака?
«А прицеп уже совсем отчаялся: «Никогда! Никогда не приедет за мной грузовик! Он, наверное,
попал в аварию! А может он меня бросил? Зачем я ему? Без меня же легче, я только мешаю…»
И плачет прицеп: «Кап-кап!»
И дождь вместе с ним плачет: «Кап-кап!».
И капли падают собаке на нос.
Совсем-совсем тёмная ночь. Ничего нет вокруг.
Даже прицепу кажется, что его нет на свете. Но что это за свет вдалеке?
Грузовик едет! Ура! «Гав-гав!» – лает собака. Грузовик приехал! Усталый и грязный, только фары сияют! Крепко-накрепко схватился прицеп за грузовик и покатились они домой потихоньку. «Би-би! – говорит грузовик собаке, — поехали с нами». Дрожит прицеп, трясется на кочках, боится отцепиться.
Смотрит, удивляется: только что ничего не было, а теперь есть дорога. Грузовик фарами прокладывает дорогу, ещё и ещё, дальше и дальше и так до самого гаража.
Тепло и уютно в гараже. И собака рядом!»
Этот короткий, но полный приключений и душевных переживаний рассказ о грузовике и при-цепе воспроизводит вместе с маленьким ребенком ту игру, в которую малыш будет самостоятельно играть несколько следующих лет, постепенно обогащая ее уже собственными подробностями.
Игровой момент – тоже одна из составляющих понятия детскости.
Анастасия Орлова как в стихах, которые я с удовольствием читаю уже несколько лет подряд, так и в прозе, обладает этим самым драгоценным и одновременно магическим свойством.
Но еще ей удается то, что совсем редко получается у большинства авторов. Я не очень люблю термин «назидательность», хотя бы потому, что часто, будучи высказанной прямо, она убивает художественный текст, превращая его в унылый перечень правил поведения. С другой стороны, детская литература – это особый вид искусства. Отличаясь от искусства «для взрослых», она еще несет и ответственность перед человечеством за воспитание невзрослого читателя. И, если, услаждая душу ребенка и его разум, стихи и проза незаметно пробуждают в нем чувство ответственности за свои поступки, то подобная литература является высшим пилотажем.
Именно такой «высший пилотаж» удался Анастасии Орловой в маленьком рассказе про грузовик и прицеп.
Валерий Воскобойников