Цифра не противостоит бумаге
— Книгоиздание меняется с феноменальной скоростью и мы становимся свидетелями «прелюбопытной культурной революции» в детском книгоиздании, когда классические и новые технические средства сосуществуют на равных правах, — так заявила глава издательского дома «Пингвин Рэндом Хаус» баронесса Гейл Рибак накануне открытия Лондонской книжной ярмарки.
По ее мнению, несмотря на «невероятные изменения», случившиеся за последние 20 лет, «сущность книгоиздания не изменилась, в ее основе по-прежнему история и ее создатель».
— Воображение автора, его способность через слово вдохновлять и волновать читателя делает книгоиздание не просто рядовой отраслью в ряду других, — заметила она. — Продукт этой отрасли, книга, способен касаться сердца каждого из нас. Читатель переживает книгу на чувственном уровне и еще долго она его не отпускает. Книга — это ДНК нашей цивилизации.
Мир меняется, и скорость этих изменений феноменальна
Главными «сейсмическими сдвигами» за последние 20 лет, по мнению Рибак, стали такие события, как открытие книжной сети Waterstones, ставшей первой книжной сетью с полным функционалом для масс-маркета, окончание действия закона на фиксированную цену за книгу в 1995 году и расцвет интернет-ретейлера Амазона с его «блестящим, опережающим время» подходом «к книжному онлайн ритейлингу», что, в свою очередь, привело «к крупнейшей революции за последнее время — киндл и цифровым изданиям».
Однако, утверждает она, с расцветом цифрового формата «старые форматы просто учатся сосуществовать с новыми». Она приводит в пример новый независимый от больших магазинов книжный магазин «Либрерия» в сердце восточного Лондона, где сосредоточены крупнейшие хай-тек компании, который предлагает книги, переплетенные вручную и не разрешает использовать мобильные телефоны в торговом зале.
Глава «Пингвин Рэндом Хаус» уверена, что классический и цифровой миры не должны считать друг друга врагами.
— Мы не знаем, говорит ли замедление цифровых книг и возрождение обычных книжных магазинов о кардинальных переменах в поведении людей или это просто временное плато перед новой «цифровой» волны., — добавила она. — Важно другое: читатели открывают для себя книги, покупают их, и неважно, какой формат они для этого выбрали.
Рассуждая о том, что нас ждет в будущем, Рибак привела слова Боба Штайна, основателя и содиректора Института будущей книги: «интерактивный цифровой мир способен по-другому оформить отношения читателя и писателя, стереть границы между ними».
Рибак также вспомнила о популярности канала Ютуб и посоветовала издателям открывать новые пути к читателю через новые средства самовыражения, какими пользуется сейчас молодежь: социальное предпринимательство и поэтические турниры.
— Ютуберы пишут бестселлеры и напрямую общаются со своей миллионной интернет-аудиторией, на 75% состоящей из людей не старше 25 лет, — заметила она. — Интересно, что произведения Зоеллы, Элфи Дейес, Дэн&Фил были изданы, то есть виртуальный мир видео-блоггинга нашел воплощение в физической форме. Вспомним еще таких социальных предпринимателей, как Сули Брейк, и признаем талант Акалы, которые цитирует Шекспира и стихи в стиле хип-хоп высокоинтеллектуальной аудитории, и они не могут понять, где Шекспир, а где хип-хоп. Нам бы обратить внимание на феномен Кейт Темпест, Джорджа Поэта и других участников поэтических фестивалей, Франклина Аддо и МС Энджела, которые своими выступлениями на Литературном фестивале в Челтенхэме покорили как школьников, так и пенсионеров.
— Страсть, авторский инсайт, вот что приводит литературу в движение, — подытожила она. — Мы отходим от того общества, когда в приоритете был один человек, бывший средоточием уникальных идей. Сегодня более важна идея, созданная и одобренная группой. Но при этом нельзя допустить, чтобы уникальность автора деградировала до невыразительного функционала простого «контент-провайдера».