Проблема

Со списками чтения — беда

Июн 23, 2016 Переплет

_35Алексей Олейников — детский писатель, учитель литературы школы «Лицей «Ковчег-XXI»и редактор журнала «Переплет» составил свои списки чтения для разных классов и объяснил, почему он их так составил.

Со списками чтения — беда. Ответственные родители начинают их спрашивать с начала мая, ответственные дети (редкое меньшинство) тонут в завалах классики, которую ответственные учителя добросовестно выкатывают по запросу.

А безответственные дети все лето проводят в свое удовольствие, изредка загоняемые в книжный загон родительским окриком.

Мы имеем дело с ритуалом, сколь привычным, столь же и бессмысленным.


Родители требуют, учителя исполняют, дети читают из-под палки. Кому это надо?


Учителям и родителям, думается. Вторым — чтобы дети «были заняты» и не болтались все лето. Первым — потому что в наших школах огромный список литературы, который необходимо пройти в течение учебного года.


Обычному ребенку сделать это невозможно, потому как у него еще математика, физика, русский и еще телефон с «Майнкрафтом», друзья, любови и радость жизни.


А мы ему Дубровского, на лето, чтобы жизнь медом не казалась.
Представьте, что вы уходите в свой законный отпуск, а шеф вам дополнительную неоплачиваемую работу подкидывает — ну, чтобы зря не болтался на даче/пляже, а делом был бы занят.

В школе есть неосознанный страх перед свободным временем ребенка. Школьник, как солдат, должен быть занят все время, дабы от безделия в голове не завелись мысли.

Лучшие мои мгновения в школе никогда не касались уроков, а были связаны со свободным пребыванием в библиотеке. Свободным, понимаете? Не с мятым списком в руке, а ведомый читательским инстинктом, я забирался туда, куда меня ни один учитель бы не допустил.

Надо понять, чего мы хотим — конституции или севрюжины с хреном.


Вдолбить «золотой канон» и «культурный код» (который сам по себе вещь крайне спорная), или развить читательский интерес и не отвратить ребенка от чтения.


Сегодня у чтения много сильных конкурентов, которые успешно оттягивают внимание детей от книг. А мы по-прежнему ведем себя так, как будто у нас в телевизоре два канала, мультики показывают по расписанию, а крем-брюле стоит пятнадцать копеек.


Я уверен, что программы школьного и списки внеклассного чтения надо составлять каждый год заново для каждого класса, опираясь на текущий читательский опыт ваших конкретных детей.


В идеале, которого я пока не достиг, этот список должен составляться для каждого ребенка отдельно, и в одном классе у детей может быть совершенно различным. Каждый ребенок — это сейф со своим кодовым замком, где заперт его интерес к чтению, и отмычка не может быть одной и той же.

Составляя свои списки, я опирался на уровень своих детей, их читательские предпочтения, и их предыдущий (весьма различный) читательский опыт. Условно говоря, у меня в одном классе есть дети, которые читали «Сахарного ребенка» и «Сталинский нос» и те, кто предпочитает комиксы достопочтенных компаний «Марвел» и DС.

ПОЭТОМУ ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ: необязательность чтения всего списка.

Более того, я не ограничивал ребенка и в минимальном количестве прочитанных книг.


Именно поэтому списки вышли разнообразные и довольно объемные.


ВТОРОЙ ПРИНЦИП: увлекательность. Пресловутый канон каждое поколение пересоздает заново, что-то отбрасывая, что-то привнося. Скажем, Пушкин не читал Булгакова и Маяковского, но вырос Пушкиным. Литература — не мертвый улей, не музей, она живое пространство, дом слов, в котором мы живем. А когда живешь в доме, не плачешь. Если надо снять занавеску или поменять тумбочку. Ты просто живешь. И главная задача списка — чтобы каждый ребенок, как бы он ни ненавидел чтение, нашел в нем что-нибудь для себя. Именно с этой целью я включил, например, серьезные графические романы, которые, быть может, перекинут мостик от комиксов к другим жанрам литературы.


С той же целью увлечь я сделал упор на современную литературу — как отечественного разлива, так и зарубежную, потому что главное в средней школе — дать детям найти себя в зеркале текста, услышать о своих проблемах и интересах, а не закапываться в особенности судопроизводства в начале 19 века (это все тот же Дубровский, не к ночи будь помянут).


ПРИНЦИП ТРЕТИЙ — развитие. Хорошие тексты не только увлекают, но задают планку — мыслей и переживаний, они формируют внутренний ландшафт читателя.

Поэтому в списках есть и нон-фикшн (особенно в 11-м) — опять же, потому что человек не должен быть подобен флюсу, а скорее матрешке, то есть гармонично развит. Цель утопична, согласен, но вдруг у кого-то из моих учеников сработает? Чтение — это рулетка, никогда не угадаешь, что может зацепить человека, потому что ты стреляешь вслепую, причем на звук убегающего со всех ног ученика. Попал, промахнулся, задел?


Кстати, каюсь, включил в списки и небольшой школьный блок — для успокоения родителей, если честно.


Главный вопрос — насколько доступен сей пир духа не в частной школе, а в обычном государственном ОУ, и для среднего родителя.


Будем честны — нет нормативов, устанавливающих произведения для летнего чтения. Сие отдано на откуп учителям, и только к ним вопрос — почему они поставили «Тараса Бульбу», «Алые паруса» и «Детство» Толстого для чтения в шестом классе.


Традиционный ответ — ну мы же будем это проходить, это поможет детям.
Мне не удалось найти исследований, которые замеряли эффективность таких списков — насколько лучше дети усваивали программу и помнили вообще что-нибудь, например, к зиме, если прочитали текст в июне. Подозреваю, что большинство, конечно, ничего не помнит.


Можно ли отыскать эти книги не в Москве и Петербурге и если да, то сколько это будет стоить?


Если все покупать, то влетит в копеечку, конечно. Но есть чудесный институт — библиотека, лучше областная, уж там примерно процентов семьдесят этого списка отыскать можно. Но никто не мешает экспериментировать.


В конце концов, просто запишите ребенка в библиотеку, запустите его туда и посмотрите, с какой добычей он вынырнет.


Почитайте книгу с ним, потом вернитесь и повторите результат. Пробуйте, ошибайтесь, радуйтесь находкам и веселитесь с ребенком. Лето — это здорово, а лето с хорошими книгами — еще лучше.

СПИСОК ЧТЕНИЯ 7 КЛАСС

Дина Сабитова «Три твоих имени»
Нина Дашевская «Около музыки», «Я не тормоз»
Гари Шмидт «Битвы по средам»
Эдуард Веркин «Герда», «Чяп», «Друг-апрель»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Наиль Измайлов «Убыр»
Ульф Старк «Чудаки и зануды» (да и вообще любые книги Старка)
Жвалевский и Пастернак «Смерть мертвым душам» и другие книги
(кроме «Охоты на василиска» и «52 февраля»)
А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль»
В. Железняков «Чучело»
Н. Горькавый «Астровитянка»,
Давид Гроссман «С кем бы побегать»
Н. Евдокимова «Конец света», «Аквариумные рыбки»
Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»
Гюго «Отверженные»
Дж. Лондон «На берегах Сакраменто. Белый клык. Мексиканец»
Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Дж. Дарелл «Моя семья и звери»
Р. Шекли «Запах мысли»
Р. Стивенсон «Остров сокровищ» (и другие книги)
Э. По «Золотой жук»
Г. Уэллс «Война миров»
А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
В. Крапивин, романы из цикла о Великом кристалле
А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
Ю. Кузнецова «Где папа?»
А. Блинов «Рассказы толстого мальчика»
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
С. Востоков «Кум королю»
Е. Рудашевский «Здравствуй, брат мой Бзоу»
Ф. Бойс «Просто космос»
Ж. Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт»
************************************************
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ (ТЕМ, КТО ЗАВИСАЕТ В КОМИКСАХ):
Патрик Несс «Голос монстра»
Шон Танн «Ничья вещь»
Джо Келли, Кэн Ниимура «Я убиваю великанов»
Фанни Бритт «Джейн, лиса и я»
Нил Гейман «Волки в стенах»
Д. Калли «Я не сделал уроки, потому что…»
************************************************
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В. Жуковский «Светлана»
А. Пушкин «Медный всадник», «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», повести Белкина (кроме «Станционного смотрителя»)
А. Куприн «Изумруд», «Тапер», «Куст сирени»
А. Чехов «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников», «Мцыри»
А. Грин «Алые паруса»
«Слово о полку Игореве»
Н. Гоголь. «Тарас Бульба»
Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
Булат Окуджава. «Будь здоров, школяр»
************************************************
НОН-ФИКШН (ТЕМ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ)
Н. Логинова, А. Багаутдинов «Что придумал Шухов»
Т. Холлевё «Ида. Взгляд из прошлого»
Т. Бекман «Крестовый поход в джинсах»
Н. Волкова, В. Волков «Профессии старой Москвы»
А. Серр «Я имею право быть ребенком»
____________________________________________________

8 КЛАСС

Луис Сашар «Ямы»
Г. Шмидт «Беда»
Роланд Смит «Пик»
Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»
Ю. Яковлева «Дети Ворона»
Ельчин «Сталинский нос»
О. Громова «Сахарный ребенок»
М. Ботева «Ты идешь по ковру», «Мороженое в вафельных стаканчиках»
Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера»
Маркус Зузак «Книжный вор»
Э. Веркин «Друг-апрель», «Облачный полк», «Герда», «Кусатель ворон»
Ая эН «Библия в смсках»
В. Попов «Иногда промелькнёт»
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Сергей Вольф «Глупо как-то получилось»
А. Крестинский «Мальчики из блокады»
И. Ефимов «Таврический сад»
В. Драгунский «Он упал в траву»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
В. Каверин «Два капитана»
Э. Бронте «Грозовой перевал»
Корнелия Функе. Король воров. Чернильное сердце.
Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»
М. Мюрай «Умник»
И. Богатырева «Кадын»
С. Варфоломеева «Машка как символ веры»
Анника Тор «Остров в море»
Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни»
************************************************

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь цикл «Петербургские повести»
И. С. Тургенев «Ася»
Л. Н. Толстой «После бала», «Хаджи-Мурат»
Е. Шварц «Дракон»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
А. Чехов, рассказы
Б. Окуджава «Будь здоров, школяр»
Е. Шварц «Тень», «Дракон»
Зарубежная классика:
Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ч. Диккенс «Домби и сын»
П. Мериме «Венера Илльская», «Маттео Фальконе» и др. новеллы
Б. Брехт «Добрый человек из Сезуана»
Р. Киплинг «Сталки и компания»
************************************************
ФАНТАСТИКА:
Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (* по очень большому желанию)
Герберт Уэллс «Война миров», «Машина времени»
Нил Гейман «История с кладбищем»
Филип Пуллман «Темные начала»
Тэд Уильямс «Орден Манускрипта»
Ая эН «Мутангелы»
Наиль Измайлов «Это просто игра»
Дэвид Алмонд «Глина», «Скеллиг»
************************************************
НОН-ФИКШН
Пуи Бланшар «Энциклопедия балбесов, неучей и прочих гениев»
Джеймс Хэрриот — что найдется
____________________________________________________

СПИСОК ЧТЕНИЯ 9 КЛАСС

Современная проза:
А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал», «Охота на василиска»
М. Шойбле «Джихад», «Сканеры»
М. Мартиросова «Фотографии на память»
Е. Польгуева «За секунду до взрыва»
М. Козырева «Девочка перед дверью»
М. Рольникайте «Я должна рассказать»
К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
Э. Веркин «Через сто лет», «Мертвец»
Ася Петрова «Чувства, от которых болят зубы»
Кауфман Бел «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
В. Попов «Иногда промелькнёт»
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Сергей Вольф «Глупо как-то получилось»
А. Крестинский «Мальчики из блокады»
И. Ефимов «Таврический сад»
В. Драгунский «Он упал в траву»
В. Шефнер. «Сестра печали»
В. Семин «Ласточка-звездочка»
В. Быков «Мертвым не больно», «Обелиск», «Его батальон»
В. Богомолов «Иван»
Я. М. Мартел «Жизнь Пи»
Харпер Ли «Убить пересмешника»
Петер ван Гестел «Зима, когда я вырос»
Гюс Кейер «Книга всех вещей»
Л. Сашар «Я не верю в монстров»
Джениффер Доннели «Революция»
************************************************
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ:
Арт Шпигельман «Маус»
Фрэнк Павлофф «Коричневое утро»
************************************************
Школьная программа и классика
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Мертвые души», повести из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»;
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Ангел запечатленный»
Поэзия М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин. Лирика. Кавказский пленник, Цыганы
М. Ю. Лермонтов. Лирика. Демон.
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»
Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес»
И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера»
Ф.Шиллер «Разбойники»
В. Гюго «Собор Парижской богоматери»
Стендаль «Красное и черное»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
************************************************
ФАНТАСТИКА
Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Карел Чапек «Война с саламандрами»
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полудне
Урсула Ле Гуин, цикл о Земноморье
Роджер Желязны «Князь Света»
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Стивен Кинг
Мервин Пик «Горменгаст» (*по очень большому желанию)
Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»
____________________________________________________

11 КЛАСС. ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ

А. П. Чехов. рассказы и повести: Скрипка Ротшильда. Учитель словесности. Дом с мезонином. Человек в футляре. Душечка. Попрыгунья. Палата №6. Архиерей. Дуэль. Черный монах. пьесы: Чайка. Три сестры. Вишневый сад.
А. И. Куприн. Поединок. Гранатовый браслет
И. А. Бунин. рассказы: Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Легкое дыхание. Сны Чанга. Стихотворения. Окаянные дни.
Стихотворения В. Брюсова, И. Анненского, Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Цветаевой, В. Ходасевича, И. Северянина, С. Есенина.
О поэтах серебряного века, о 20-х — 30-х гг.: В. Катаев. Алмазный мой венец; Н. Мандельштам. Воспоминания.
А. Блок. Стихотворения. Соловьиный сад. Двенадцать.
А. Ахматова. Стихотворения. Реквием.
В. Маяковский. Стихотворения. Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Клоп.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
Е. Замятин. Мы.
М. Зощенко. Рассказы.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.
А. Платонов. Котлован, Чевенгур
В. Набоков. Машенька. Дар.
А. Н. Толстой. Петр Первый.
М. Шолохов. Судьба человека
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
Произведения В. Быкова, В. Распутина, К. Воробьева, Б. Васильева о Великой Отечественной войне. (2 произв. По выбору)
Б. Пастернак. Доктор Живаго. Стихотворения
В. Шаламов. Колымские рассказы.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича, В круге первом, Раковый корпус
Поэзия Н. Заболоцкого, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Ю. Левитанского, Д. Самойлова, Д. Кедрина, А. Тарковского, А. Кушнера, И. Бродского, Т. Кибирова, С. Гандлевского.
В. Шукшин. Рассказы.
Ф. Искандер Сандро из Чегема

ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Г. Газданов, С. Довлатов
************************************************
ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ (ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ). ЕСЛИ ЛЕНЬ ДУМАТЬ:
«Даниель Штайн» Л. Улицкая
«Дом, в котором…» М. Петросян
«Виноваты звезды», «В поисках Аляски» Джон Грин
Серия «Недетские книги» издательства «Самокат»
Т. Толстая «Кысь»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
************************************************
КЛАССИКА ФЭНТЕЗИ И ФАНТАСТИКИ (КТО ЛЮБИТ):
Мервин Пик «Горменгаст»
Ф. Хеберт «Дюна»
А. Азимов «Конец вечности», сборник «Я, робот»
Джон Уиндэм «День триффидов»
Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Джордж Оруэлл «1984»
Курт Воннегут «Бойня номер пять»
Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Станислав Лем «Солярис»
Теренс Хэнбери Уайт «Король былого и грядущего»
Нил Гейман «Американские боги» и другие произведения
Филип К. Дик «Человек в высоком замке»
Говард Филлипс Лавкрафт, рассказы
Стивен Кинг «Сияние», «Кэрри»
Роджер Желязны «Хроники Амбера»
Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет»
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полудне, «Хромая судьба»
Дэн Симмонс «Гиперион»
Роберт Шекли, рассказы
Терри Пратчетт, цикл «Плоский мир»
М. Успенский «Райская машина», цикл о Жихаре
А. Лазарчук и М. Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»
Г. Л. Олди — по выбору
М. Галина «Автохтоны», «Малая Глуша»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: произведения Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Ф. Кафки, Дж. Сэлинджера, У. Фолкнера, Г. Маркеса, Р. Гари.

************************************************
НОН-ФИКШН (ПО ЖЕЛАНИЮ):
«Внутренняя колонизация» А. Эткинд
«Ружья, сталь и микробы» Д. Даймонд
«Жизнь – сапожок не парный» Т.Петкевич
Александр Панчин «Сумма биотехнологии»
Александр Соколов «Мифы об эволюции человека»
Олег Хлевнюк «Сталин. Жизнь одного вождя»
А. Марков «Эволюция»
Митио Каку «Физика будущего»
Паола Волкова «Мост через бездну»
В. Франкл «Человек в поисках смысла»

Оригинал статьи на сайте «Год литературы»