Критик на проводе

«Возмутительный» Роальд Даль

Июл 27, 2016 Переплет

Книги английского писателя Роальда Даля (1916–1990) прочно удерживаются в списке бестселлеров не только в англоязычных странах, но и по всему миру. Если страшноватые рассказы для взрослых – чтение на любителя, то детские книги, пронизанные духом бунтарства и открытые для граничащего с завиральностью разгула фантазии, просто обожают юные читатели.

Взрослые это пристрастие никогда не одобряли. И не удивительно: детский бунт в книгах Даля всегда направлен против мира взрослых – такого неуютного для ребенка, жестокого и лицемерного. С первых же книжек, заподозрив в Дале опасного врага, взрослые – учителя, критики, родители – ополчились на «вредного» писателя. «Ни один современный детский писатель не может сравниться с Роальдом Далем в смелости, увлекательности, грубости и веселье», – писали критики. Его сравнивали с «Дудочником из Гамельна», который, как гласит легенда, увлек своей дудкой все детское население этого немецкого городка… неизвестно куда. Зато известно от чего он их увел – от скуки добропорядочной бюргерской жизни, от мещанского лицемерия, глупости и жадности. Сравнение-то оказалось точным!

Но для Даля книги для детей не были ни забавой, ни литературным хулиганством. Он написал их 17, – и в каждую вложил душу и привнес (в доступной детям форме) свои размышления о жизни – веселой и трагической одновременно.

Биография писателя не менее увлекательна и поучительна, чем его книги. Жизнь Даля была полна головокружительных и опасных приключений, удивительных побед и трагических поражений.

Роальд Даль родился 13 сентября 1916 года в Уэльсе. Его родители – норвежцы, переселившиеся в Великобританию. Когда мальчику исполнилось четыре года, умер отец. Это было первое жизненное испытание, за которым последовало много других. Но, может быть, самым серьезным из них, определившим и судьбу, и писательскую позицию Даля, стали годы, проведенные в печально известных своими жестокими порядками закрытых британских школах. Позже он назвал эти школы «величайшей пыткой в мире». Знаменитая мисс Транчбуль, мучившая Матильду, вовсе не художественное преувеличение, а лишь реванш за детский страх и унижения. В школьные годы были отмечены успехи Роальда в спорте, но одновременно ему было прямо указано на полное отсутствие у него литературных способностей. На одном из школьных сочинений учитель написал: «Никогда не встречал ученика, который бы умудрялся писать полную противоположность тому, что думает. Он не в состоянии изложить на бумаге свои мысли».

Зато карьера после школы начиналась блистательно: Даль поступает на службу в нефтяную компанию «Шелл» и отправляется… в Африку!

В 1939 году начинается Вторая мировая война, и Даль становится военным летчиком. Позже он шутил, что выбрал военную авиацию потому, что служба во флоте требовала долгих отлучек из дома, а пехота предполагала слишком много маршировки. Увы, Даль вскоре попал в аварию, его самолет сгорел, а сам он угодил на больничную койку с тяжелейшими ранениями, которые давали о себе знать еще долгие годы. Но несмотря на короткую авиационную карьеру, будущий писатель успел сбить пять вражеских машин.

В 1942 году Роальд Даль переходит на службу… в разведку и отправляется в США. Да-да, он был самым настоящим шпионом под прикрытием, что впоследствии помогло ему написать сценарий для одного из фильмов о Джеймсе Бонде. Там же, в США, Даль начинает писать, и к нему приходит первый успех. Его опусы похвалил знаменитый американский писатель Сесил Скотт Форестер. Вначале книги Даля были изданы именно в США, и лишь с отсрочкой на несколько лет появились в Великобритании.

Люди, которые много шутят, редко проживают легкую и безоблачную жизнь. Скорее, наоборот. Жизнь Даля была и «облачной» и «заоблачной». И с облаков приходилось не только спускаться, но и падать. Но зачем читателю об этом думать. Читатель должен веселиться…

Из отзывов учеников 57-й московской школы.

В Америке Р. Даль сумел завести знакомство со многими знаменитостями – Эрнестом Хемингуэем (который в значительный степени повлиял на формирование литературного стиля молодого писателя), Джоном О’Хара, Леонардом Бернстайном и популярной актрисой Патрисией Нил, ставшей затем его женой. У них родилось пять детей. Но семейная жизнь Даля не была безоблачной, в ней было немало горьких и даже трагических моментов. Однако писатель обладал не только стойкостью и мужеством, но и удивительной способностью извлекать «полезное и доброе» из самых жестоких испытаний. Так, борясь с тяжелой болезнью мозга, поразившей его сына Тео, Даль изобрел уникальный клапан, который помогал удалять лишнюю жидкость. Писателю пришлось пережить смерть дочери и тяжелейшую болезнь жены: Патрисия долгие годы была парализована, но все же смогла найти в себе силы (при огромной поддержке мужа) и побороть недуг. Роальд Даль, сам изведавший горе и отчаянье, стремился помочь оказавшимся в беде людям. Он организовал Фонд помощи больным с заболеваниями грудной клетки и сердца, который существует и поныне.

Зная стойкость и мужество Даля, не удивляешься тому, что именно в самый мрачный период жизни он писал веселые детские книги – «Чарли и шоколадная фабрика», «Джеймс и персик-великан»». Его герои – дети-бунтари, восстающие против тирании взрослых. Их протест порой принимает довольно жестокие формы, что не может не ранить «тонкие души» взрослых, но детей привлекает не неумолимость и изобретательность отмщения, а мысль о необходимости борьбы за восстановление справедливости, и главное их оружие в этой борьбе – собственная фантазия. Писатель поддерживает в детях веру в свои силы, и, не делая скидки на возраст, требует от них эти силы использовать – во имя добра и справедливости.

Счастливой встречей стало знакомство писателя с английским иллюстратором Квентином Блейком, графический стиль которого – жизнерадостный, гротесковый и динамичный – наилучшим образом соответствует духу книг Даля. Именно Блейк создал иллюстрации к самой любимой книге Даля – повести о Большом и Добром Великане «БДВ».

Однако, несмотря на безграничную популярность у юных читателей, Роальд Даль был обойден при жизни официальным признанием и не удостоился в Великобритании ни одной литературной награды. Но он не считал себя обделенным: ему досталось самое главное – любовь детей.

Я уверен, что могу постучаться в любой дом, где есть дети – в США, Великобритании, Голландии, Германии, Франции – и сказать: «У меня кончился бензин. Не могли бы вы угостить меня чашечкой чая? И они наверняка узнают меня. И это для меня главная радость.

Ольга Маэотс

Оригинал статьи в газете»Библиотека в школе»