Букодаты

9 сентября — Международный день красоты

Сен 09, 2016 Переплет

9 сентября в мире празднуется Международный день красоты. В 1995 году Международный комитет эстетики и косметологии CIDESCO предложил праздновать в сентябре день профессионалов индустрии самого разного характера: парикмахеров, косметологов, пластических хирургов и фитнес-тренеров. Собственно, в сентябре 1888 года прошел первый конкурс красоты – в Бельгии, на курорте с названием Спа – да, да, вот откуда это очаровательное смешное слово. На мероприятия девушки доставлялись в закрытых экипажах, жили очень охраняемо и уедениненно на время конкурса, ходили в длинных платьях, но начало было положено, конкурсы красоты полюбились очень немцам и американцам. Первая немецкая мисс была выбрана в 1909 году, американская – в 1921 — как раз на этом конкурсе ввели легендарное дефиле в купальниках — гвоздь программы каждого конкурса красоты. Русские «мисс» с 1927 года регулярно избирались в среде эмигрантов, в Париже. А в СССР первый конкурс красоты прошел в 1988 году – аж сто лет спустя после самого первого в мире.
В нашем любимом сериале «Бывает и хуже» есть эпизод, когда мама кричит дочери-подростку в магазине купальников, что все женщины ненавидят мерить купальники, что это мука для каждой, чтобы там дочь о себе не воображала – что она одна в мире такая некрасивая. И это правда. Большую часть жизни любая особь женского пола ощущает себя некрасивой. Что бы индустрия не делала.
Как с этим бороться или жить – детские книги реалистического направления тему красоты редко поднимают как основную – разве что в качестве чуть ли не единственного достоинства главной школьной злодейки. Считается, что дети все красивые. А если не красивые, то одарены талантами и богатой эмоциональной палитрой. То, что называется, внутренним огнем, красотой души.
Поэтому тему красоты как философской категории в детском чтении доверено прорабатывать сказкам – авторским литературным, отошедшим от схемы «скромная красотка получает всё». Тут у нас бесконечное количество вариаций. Правда, часто они отнюдь не Диснеевские и даже зловещие и не о том, если зайти глубже. Хорошая страшная сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» совсем не о красоте, а пределах страдания, хоть большинство и трактует ее как дидактическую, то самое «чему научит» – тому, что внешняя красота только портит человека… И никто-никто не обращает внимания на последние предложения – в большинстве изданий их вообще купируют: повествующие о том, что прожил мальчик-король недолго, слишком велико было потрясение от рабства, унижений, вызванных внезапным уродством, фраза же про «а преемник его был тираном» – загадка — зачем это было Уайльду? Увести в глубину какой-то исторической аллюзии? «Принц и нищий» Марка Твена, «Золотая цепь» Александра Грина – все они о том, что никакое богатство, честь и слава уже не помогут человеку, побывавшему там, в мире уродства, вернуться в мир живых.
Андерсен же некупированный – как русские сказки – антипедагогичен, как всякая чистая поэзия, его и многим взрослым нельзя. «Дочь болотного царя» — история как раз о красоте — но опять же — ценой страдания, душевного прорыва. Дочь красавицы и чудовища днем красавица без сердца, ночью уродина с душой. «Шрек, Шрек!» — но без сердца это прямо руки по локоть в крови и прочие средневековые языческие радости в духе Джорджа Мартина. Только влюбившись, она начинает что-то понимать. Любимого убивают разбойники, с криком «где ты взял такую красавицу» — но красавица на закате превращается в чудовище, пугает разбойников, и они сбегают в ужасе. Ночами, в облике чудовища, дочь болотного царя пытается похоронить любимого, слабыми жабьими лапками складывает курган, и когда чертит крест у кургана – а не от поцелуя – она становится единой – красивой девушкой с добрым сердцем…
Современных книг о красивых мальчиках мы не нашли – вот об умных мальчиках произведений сколько угодно. Что убеждает нас в том, что мальчики вообще всесильны и стереотипы внешности преодолели давно и успешно. Если они вообще у мальчиков были – нам сдается, глядя на портреты выдающихся мужей, что нет. Здесь есть и маленькие, и толстенькие, и лысенькие, и гиганты. и с разными все носами и подбородками. И все хоть куда – свисни любой, и толпы красоток у их ног 36 или 48 размера.
А вот книг про некрасивых девочек – сколько угодно. Как и про красивых. Так что поддержим всех девочек в этот праздник — любимым скрытым комплиментом — «не нравится мне, как ты выглядишь — что-то ты сильно похудела, срочно торт».

«Девчонки и мода» Жаклин Уилсон

%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d1%87%d0%be%d0%bd%d0%ba%d0%b8-%d0%b8-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b0О Жаклин Уилсон можно писать много и долго – один из самых выдающихся авторов Великобритании издается в России много лет как гламурный роман: обложки в розочки даже на самых инфернальных романах о мамах-алкоголичках. Героини Уилсон – всегда девочки «в беде». С одной стороны, это пост-феминистские тексты – об угнетении девочек не противоположным полом и шовинистки ориентированным обществом, а «своими» же «индейцами» – девочками. Так, например, повести «Плохие девчонки» или «Всё самое плохое о моей сестре» — о том, как сами женщины не готовы на преодоление представления о том, какой должна быть хорошая девочка. Всегда есть героиня, не укладывающаяся в розово-золотые рамки, и есть ее антагонистка – укладывающаяся, идеал, с хорошим волосами-ногтями-гардеробом-оценками.
Не розовым романом Уилсон делает то, о чем мы уже говорили — страдание – пусть в рамках детской литературы, беллетристики, не сложного высокого поэтического решения, как у Уайльда – но всё это стиль, форма, содержание же, посыл общий, у всех, взявшихся за тему красоты – боль от уродства настолько велика, что победы как таковой не существует — выправить можно тело, но не душу.
«Девчонки и…» — что-то еще – любовь, прогулки допоздна, слезы – это тетралогия, которая уже не раз издавалась на русском, в разных, почти не отличимых друг от друга версиях перевода. Три подруги – Элли, Магда и Надин – представляют три разных типа подростка: Элли – добродушная толстушка, талантливая художница, Магда – гламурная красотка, Надин – неформалка. Как они оказались вместе – воля писателя. «Девчонки и мода» — один из самых жутковатых романов Уилсон. Магда и Надин отправляются на пробы для модного девочкового журнала, и в толпе кастингующихся просто сопровождающая их Элли, главная героиня, вдруг слышит в свой адрес «толстая».
Она впечатляется и начинает худеть. О, это не юморно-монологическая милая «Крупная кость, или Моя борьба» Елены Соковениной – это настоящее погружение во тьму. Мы не понимаем, худеет ли Элли или просто держится подальше от ужина, сошла с ума или же всё хорошо, просто она так истерит. Элли не видит себя в зеркале ни разу. В конце понимаем, что всё же сошла с ума – почти.
Когда сталкиваешься с помешательством на почве собственного тела, телесном развитии или уничтожении, сложно сохранять чувство юмора – границы нормы такие зыбкие. Наша культура эгоцентрично-телесна с одной стороны – роман «До встречи с тобой» Джоджо Мойес: не просто без тела не жить — без красивого сильного тела не жить; с другой стороны, мужчины-кумиры уже давно не атлеты, а люди ума – абстрактные – доктор Хаус, Шерлок Холмс, реальные – Билл Гейтс, Стив Джобс, и самый удивительный, воспаривший – и над не просто слабым – парализованным – телом – Стивен Хокинг. Но опять – мужчины. Женщинам не оторваться от телесного.
История помешательства, анорексии, булимии, влияния масс-медийных образов, далеких от реальных возможностей простых смертных, внутри-девичьей агрессии – мир девочек не так прост – мы вас в этом убеждаем уже не первый раз. Если ваша девочка считает себя толстой и отказалась от булочек – если она дорога вам, какая есть — срочно читать. Если она слишком худая и булочек не ест уже несколько лет, а она дорога вам живой – срочно читать. Потолстели, худеете – читайте, отличное руководство по обозначению тех самых границ между здоровым образом жизни и безумием.
Остальным – честно, не тот роман, с которого нужно знакомиться с творчеством Уилсон – это арт-терапия в чистом виде. Начните с «Плохих девчонок» — как ты не своя в школе из-за того, что мама одевает тебя в пышные платьица, а в моде джинсы с низкой посадкой. Взрослым смешно, а это серьезно всё – добро пожаловать в школьный ад.

«Дейзи Фэй и чудеса» Фэнни Флэгг

fenni_flegg__dejzi_fej_i_chudesaТеперь мы попадем в голову девичьего аналога Тома Сойера, годов 50-х – южные штаты, семейство бедных белых, папа пьет, мама психует, с дочкой постоянно случаются разные истории – разные – и чудеса, и совсем нет. Однажды они с другом-мальчишкой даже видели убийство. У Дейзи есть врагиня — а как же — идеальная девочка, которую никак не победить. Сама же Дейзи — пацанка, грязнуля, бунтарка против навязанного всего социального женского. Однако, достигнув старшешкольного возраста, Дейзи понимает, что будущего у нее никакого, как бы она не хорохорилась — папа совсем плох, и непонятно порой даже, на что жить. И она участвует в… — это будет легендарно — в конкурсе красоты!!! А всё потому, что победительнице и первым финалисткам оплачивается колледж. Конкурс красоты в южных штатах, в эпоху еще пышных юбок, смешных автомобильчиков, кока-колы и мороженого — это нечто. Погружение в мир эпохи и действа — девчонки живут все вместе, болтают достаточно откровенно и даже выражаются, как грузчики — из-за этих слов книга как бы сразу на 16+, хотя — решайте сами. Слова не дело. Дейзи сразу становится заводилой, но всё равно ей страшно. Тем более, в конкурсе участвует ее главная соперница по жизни — врагиня та, вечно-чистенькая. Но чудеса возможны — все, кому Дейзи в своей маленькой, но уже такой страстной необыкновенной жизни, помогла, помогут и ей. Если даже помощь заключается в том, чтобы направить свет софита не на ее соперницу, а на Дейзи в нужный момент…

Марина Соломонова