Обзор серии издательства Ad Marginem «Платон и Ко»
В издательстве Ad Marginem в рамках совместной программы с Музеем Современного Искусства «Гараж» вышла новая серия иллюстрированных научно-популярных книг про философов – «Платон и Ко». Куратором этой детской философской серии стал Жан-Поль Монген, специалист по немецкой философии, преподаватель Сорбонны. Кстати, писатель совсем недавно был в России, с 22 по 29 сентября прошел его тур по Москве, Казани, Екатеринбургу и Санкт-Петербургу.
Кому же посвящена эта серия? Диапазон потенциальных читателей очень широк, от 9 до бесконечности, книги действительно будут интересны не только детям, но и родителям. Книги выполняют очень трудную задачу, рассказывают о философии просто, так, чтобы все сложное было понятно и ребенку, философия показана в действии. На понимание работают и иллюстрации — в каждой книге они стилизованы в определенной эстетике (например, «Призрак Карла Маркса» выполнен в стиле ранних советских художников-иллюстраторов. Ж.-П. Монген на встрече в Санкт-Петербурге отметил, что они очень похожи на советские плакаты). Каждая книга – причудливая история, которая ведет читателя в мир философии.
«Безумный день профессора Канта»
Рассказчик – Жан-Поль Монген. Иллюстратор Лоран Моро
Книга — удивление и восхищение! Она хороша для детей, она будет их удивлять, путать и помогать распутывать, будет задавать вопросы и давать ответы. А ещё тонкий юмор! Для взрослого эта книга -повод лишний раз пофилософствовать (а почему бы и нет?) Однако, эта книга не для всех. Вы уж меня простите, но ее все-таки надо уметь читать (взрослому) и уметь преподнести (ребёнку). Она очень тактично, очень ненавязчиво затрагивает важные философские аспекты философии Канта. В книге Кант спорит с лжеученым, который заявил, что общается с призраками, он рассуждает о науке, о мире вокруг себя и о себе, о человеческих знаниях, о главном вопросе философии и о самой предмете философии, о разуме, вере и знаниях. Причем авторы умудрились превратить тяжеловесные научные монологи Канта в стремительные диалоги…Читается легко, но то, что написано — полезно.
Я вижу себя совсем не таким, каким видят меня другие, поскольку знаком лишь со своим зеркальным отражением. Мир вокруг себя я воспринимаю тоже по-своему. Никто не может увидеть мир таким, каким он есть сам по себе!
Рассказчик – Франсуаза Арменьо. Иллюстратор – Аннабель Бюкстон
Удивительная книга! Очень понравилась, а какой неожиданный поворот сюжета (интриги, шифры, секретные службы — что общего, казалось бы, с философией?).
Предположим мы с вами в помещении. Как вы можете утверждать, что в нем нет бегемота? Может вы просто его не видите? А если хорошо поискать… «Как можно утверждать, что нечто не существует, и быть уверенным, что данное утверждение истинно? Я могу сказать: «В этой комнате находится большой учёный» – и буду недалёк от правды, если не брать в расчёт Ваш рост… Но когда я говорю: «Здесь нет ни призрака, ни сокровища, ни носорога», это не более чем допущение: просто я их не вижу!»
Книга начинается спором между двумя великими философами — преподавателем Расселом и учеником Витгенштейном в Кембриджском университете. Перевернув все столы и стулья, и оставшись каждый при своем мнении, они расходятся. Но Витгенштейн собирается все-таки найти этого несуществующего бегемота. В этой истории совсем нет обычного, даже сборы Витгенштейном чемодана превращаются становятся реализацией его философии в действии. «В конце концов Витгенштейн засовывает в чемодан все, что попадается – и не попадается – под руку: книги, одежду, сувениры, видимые предметы и предметы плохо различимые…». Каждая, казалось бы, обыденная ситуация, например, мальчик испугался, выронил мяч, а он упал в канаву, трактуется с философской точки зрения. Таким образом ребенок, читающий книгу, или взрослый, видит, что восприятие любой ситуации зависит от позиции наблюдателя.
Интересны выводы Витгенштейна. После каждого размышления, он записывает в блокнот фразу, отражающую его мысль. Путешествие и поиски носорога завершаются очень необычным поворотом сюжета, Людвиг Витгенштейн становится секретным агентом, а его записи в блокноте не может разгадать ни один специалист по шифрам в Европе!
Интересно, чего в лесу больше: того, чего там нет, или того, что там есть?
Тишина – это отказ от пустословия; она свидетельствует, что о некоторых вещах нельзя говорить: о них следует молчать.
Рассказчик — Ронан Декалан. Иллюстратор — Донатьен Мари.
В этой небольшой книге очень много информации, но как же она понятна, интересна и занимательна.
Рынок и то, как он устроен, пролетариат, рабочая сила, частная собственность, учтивый и благовидный капитал, товар и потребительская стоимость, что такое цена на самом деле, меновая стоимость и производственные отношения, эта книга объяснит все! В чем подвох? В том, что это ИНТЕРЕСНО! Об этом написано просто — вот вам картошка, а вот стул. Почему разная цена? Почему одному платят столько, а другому столько? Почему корм, собранный вручную стоит дороже, чем корм, собранный машиной? Как так получается, что, взяв больше рабочих, из которых каждый будет делать элементарное действие, и платя им копейки, можно создать хороший доход?
Безусловно, рекомендую. Для начала, как просто сказку про дяденьку с покрывалом, который бродит призраком по Европе. Ну а потом, возможно, как книгу, которая упростит понимание этого мира.
Это была открытая борьба против Рынка и его невидимых проводников – класса эксплуататоров. В данном случае его олицетворяла армия. Таковы особенности классовой борьбы: доподлинно неизвестно, с кем надо сражаться до победного конца, и потому врага зачастую выбирают по ошибке.
Рассказчик – Салим Мокаддам. Иллюстратор – Ян Ле Бра
История написана по мотивам «Пира» Платона. На пиру, который дает поэт Агафон, собираются самые блестящие ораторы Афин – «поэты, трагики, комедиографы, учёные, политики и преподаватели». Среди присутствующих – художник Фетр, писатель Павсаний, комедиограф Аристофан, врач Эриксимах, и конечно, Сократ – насмешник и философ. Гости рассуждают на самые разные темы, пока хозяин не предложит тему для общего обсуждения. Темой становится, как ясно из названия, любовь. Каждый из философов пытается дать свой ответ на непростой вопрос, ответы – главная составляющая книги, в них мудрость, философия, размышления и занимательные притчи и истории.
… любовь – это не развлечение и не безобидное удовольствие, а поиск всеобщих истин.
Жизнь без любви превращается в муку. Жизнь без философии лишена самого содержания.
Да, я влюблен. Я люблю философию, ибо философия есть любовь к подлинной жизни.
«Маленький театр Ханны Арендт»
Рассказчик – Марион Мюллер-Колар. Иллюстратор – Клеманс Поле.
В этой книге хочется описывать каждый абзац. Начать с того, что в книге Ханна Арендт не одна, а две: маленькая девочка и взрослая дама. Взрослая Ханна становится нашим проводником в книге, а девочка старается все усвоить и понять. Героини оказываются в театре, события которого развиваются стремительно…внезапно появляются зрители, которым суждено быть судьями, потом также внезапно возникает Аристотель, который приглашает юную Ханну на агору (рыночная площадь, где сосредотачивалась общественная жизнь, образно говоря – политическая сцена), но тут уже нас пугает волк, и мы буквально через несколько строчек понимаем, что обсуждается политическое устройство («Мы беседуем как свободные люди, а волка держим за кулисами, в частном пространстве»). Но тут внезапно декорации меняются, и мы с вами движемся вперед, к современности «У меня такое чувство, будто люди ищут новую модель. При этой модели специально назначенные люди несут ответственность за общественную и частную жизнь горожан.» Мы переживем революцию, смену власти, мы с вами окажемся в густом лесу, в котором есть ловушки и опасности, мы будем искать новую сцену, на которой вершатся человеческие судьбы, поговорим о законах, о страхе, о том, хорошо ли отсиживаться в норе, когда идут перемены. И декорации меняются вновь, новая сцена – столы и стулья, люди-бюрократы и их марионетки, философские размышления, цивилизованный волк
Пока волк остается волком, его можно посадить на цепь. Но когда он становится человеком, он проникает в общество и начинает там верховодить.
Чем же закончится эта история? Верой в то, что дети, наше будущее, обеспечат миру надежное существование.
Все книги этой серии стоят прочтения. Способность мыслить, размышлять, делать выводы и интересоваться окружающим миром, видеть в сложных вещах множество простых, пожалуй, это то главное, что могут подарить книги серии «Платон и Ко». Рекомендуемый возраст у всех книг 6+