Проблема

Таинственный мистер Маллоу

Окт 15, 2016 Переплет

На краудфандинговой платформе «Планета.ру» недавно стартовал сбор средств на бумажное издание книги «Пять баксов для доктора Брауна». Запустило кампанию электронное издательство «Эдвенчер-пресс». Вообще, на «Планете.ру» в разделе «Литература» можно встретить самые разные проекты. Графоманские сказки или «жестокое и беспринципное» фэнтези соседствуют с весьма достойными заявками — взять хотя бы прогрессивный детский журнал с труднопроизносимым названием  или серию «Скрытое золото XX века» от ДодоПресс. Есть даже хутор  Захара Прилепина, прогрессивный писатель просит всего два миллиона на «создание творческого пространства в ближайшем Подмосковье».   Во всем этом многообразии книга мистера М.Р. Маллоу (одного из героев и якобы автора) теряется. Очевидно, что издатели опираются на уже существующую аудиторию и используют «Планету.ру» как сервис для сбора средств, а не как рекламную площадку — что, в общем, давно принятая западная тактика. Никто там не выходит на краудфандинг, не подготовив заранее почву.

О чём книга?

Это книга для подростков, якобы написанная книга сто лет тому назад, в Америке. Двойная стилизация — временная и языковая, реверанс в сторону Марка Твена, Конан Дойля, О’Генри — воздушный поцелуй собственному детству, прошедшему с томами  почтенных теней. Книга про подростков и вроде бы для подростков, но на деле — скорее для родителей, помнящих состояние «лето, яблоко и читать».

Впрочем, авторы уверяют, что «роман для мужчин от пятнадцати лет и также для девочек, которые в детстве не любили играть в куклы, для тех, кто несчастен, пытаясь уместиться в любые рамки, и хочет играть по своим правилам, для тех, с кем вечно происходит то-чего-не-может-быть и случаются  всяческие совпадения, а главное, для тех, кому хочется, чтобы их жизнь изменилась». Описание любопытное, но одновременно для своих, отсекающее тех, кто засыпает  к концу сложносочиненного предложения.

original

Собирают, в принципе, не так много,  всего 238 тысяч на иллюстрации, обложку, вёрстку, корректуру и печать.  Мы поговорили с Еленой Соковениной, директором «Эдвенчер-пресс» и одним из соавторов книги (имя второго слишком известно, чтобы мы его называли), о том, почему вдруг успешное издательство электронных книг вдруг решило вернуться в бумажный формат, в чем смысл краудфандинга,  и почему в кризис выпускать нишевые проекты — самое верное занятие.

— Всё просто — большинство читателей просят бумажный вариант. Электронный формат издательства в принципе и задумывался как альтернативный традиционному в расчёте на аудиторию, которая  у нас любящая, но не массовая. Мы решили пойти от обратного  —  пока издательство мало известно,  замахиваться на бумажные тиражи и магазинную наценку не менее 100%, а чаще больше, а также логистику и таможенные операции просто не имеет смысла. Так что мы решили поменять местами форматы и выпускаем первый,  основной тираж любой книги —  электронным. А если есть спрос, запускаем  бумажную версию. Есть риск, конечно.  Если эта кампания провалится, будет всего 6 картинок вместо 15 и только электронная версия книги. Но если этот пробный шар окажется успешным, таким же путём мы будем собирать средства на другие книги.

—  У вас уже был такой опыт?

-Да,  первые два тиража шли в ЖЖ по подписке, совсем маленькие, пробные. Мы даже не знали, станем ли тогда юрлицом. А после их выхода на  портале Аймобилко была рождественская акция, где нам предложили участие  — и  вот по той акции было 62 тысячи скачек за сутки. Честно — мы пробовали выпускать и бумажные тиражи — до ста экземпляров, но нас подвела почта России. Года  полтора назад ситуация с почтой изменилась, но мы решили не спешить, потому что краудфандинг как раз вошёл в моду и подтвердил наши мысли о возможности существования нишевого издательства. К тому же на наших глазах терпели крах вполне, на мой взгляд, удачные проекты и потому мы решили понаблюдать. И вот дозрели в итоге.

— Провала кампании вы не боитесь? 

— Ну, как сказать — боюсь, не боюсь. 62 тысячи скачек и лонг-лист русской премии несколько придают бодрости. Плюс отзывы читателей и издателей и запросы на бумажную версию от библиотек.

— А кто все-таки целевая аудитория? Дети или родители?

— Родители, естественно.  Участие в покупках подростка и прямой на него выход — это трудная задача. Это, кстати, хитрый вопрос. Сначала я думала, что это наша аудитория точно родители, которые хотят приохотить своих детей к текстам, стилистически сходным с текстами их юности.  Причём родители потерпят неудачу — потому что это родители не резвых авантюристов, зачем мы таким нужны, а неповоротливых юношей, лежащих на диване, робких и застенчивых. Вот родители таких ребят нас очень любят — любят Маллоу, и меня это всегда шокировало — как можно учить ребёнка быть авантюристом? Но дальше в дело вмешались библиотекари,  затем я стала преподавать креативное письмо и в итоге читательская адресация уже не так однозначна.

Вам не кажется, что стилизация под начало 20-го века отпугнет наивного читателя»?

— Нет,  обстановку начала двадцатого века я не считаю провальной, она вполне на волне интереса, вспомним хотя бы Кэлпурнию Тейт. Не в декорациях дело. Тексту достаточно быть просто хорошо написанным, а сюжету — интересным. Вопрос в неуловимом ощущении своего. И это то, что делает наш проект нишевым. Неслучайно у нас на сайте есть компас со списком фильмов, которые, скорее всего, окажутся для аудитории индикатором.