Месяц ворон
Если бы мне нужно было придумать свой личный календарь, то те тридцать дней, когда весна и лето занимаются перетягиванием каната, бросая наш город то в жар, то в холод, я бы назвала вороньим. Мой сын Артур со мною полностью согласен, потому что какие бы события не происходили в нашей жизни, мы потихоньку, «боковым зрением» наблюдаем за взрослением этих удивительных птиц. А все потому, что однажды судьба заставила нас познакомиться с ними очень близко. На память об этом времени у нас остались многочисленные фотографии, хвостовое перо и «вороньи дневники», с помощью которых мы с сыном можем с легкостью восстановить события и рассказать о них в два голоса.
День первый.
Дело табак наверное, но все-таки…
Вчера поздно вечером отобрали у детей вороненка. Оказывается весь день малышня таскалась с живой игрушкой по двору, а когда надоел — посадили под качели, уж больно забавно он вертит головкой, когда над ним качаешься. Говорят, упал с дерева и много перьев потерял. Говорят, его покормили, съел аж три жареных семечки! Говорят, родители вороненка сначала переживали, потом спать легли. В общем, мы послушали, покивали и посадили птенца на то дерево, под которым его дети нашли, на нижнюю ветку. На дереве действительно гнездо, но безумно высоко. Сегодня пытались наблюдать с балкона в бинокль: какие-то вороны все время на то дерево садятся, но к детенку близко не подходят. Тогда пошли мы. Спит дитё! Сидит на самом солнцепеке, сучок ему в бок воткнулся (когда сажали не заметили), а он себе спит! Тут и дети подбежали посмотреть на «игрушку», повели показывать, где его нашли, дескать глядите сколько перьев. А там, на том же самом месте еще один лежит! Распластанный, не двигается, только тяжело дышит. Дети говорят: » Вчера его точно не было, а то мы бы…» В общем сейчас мы забрали обоих. Взрослые вороны сидят на том же дереве, но даже не пикнули в нашу сторону. Странно все это! Дома мы «летунов» напоили водой с таблеткой глюкозы. «Вчерашнему» дали полшприца йогурта. Твердую пищу (рубленное яйцо) не стал, выплюнул. Сам клевать еще не умеет, ходить тоже. Лежат оба птенца в коробке — то ли лазарет, то ли пара обуви. «Сегодняшний» в 1,5 раза мельче «вчерашнего». Глаза у обоих неожиданно голубые.
Хоть чем-то им можно помочь?
Мы реально боимся. Во-первых у ребенка астма и аллергия, пока конкретно на ворон нет реакции, но она вполне возможна.
Во-вторых опыта, знаний и условий у нас никаких. К вечеру «вчерашний» вороненок начал вставать, распушает периодически крылья. Ест йогурт, проглотил несколько малюсеньких кусочков яйца (кормим с пинцета). Вынесли на балкон. Ворона сидит на соседнем дереве и периодически каркает. Может предпринять еще одну попытку «вернуть» малыша?
«Сегодняшний» так и лежит на животике. Чуток попил и все. Нет сил закрыть клюв.
Оба молчат.
Дневник Артура: «Даже не думал, что у них такие перья, везде разные! Они теплые, мягкие и вкусно пахнут.»
День второй
Рассадить пришлось — «старший» начал интересоваться соседом. Маленький пролежал весь день без движения, поить было проблематично, поскольку первую порцию он глотал, а потом клюв просто не закрывался и все лилось мимо. Но к вечеру начал шевелиться понемногу. У него, как мне кажется, лапки свернуты на одну сторону. Встать не пытается, но двигать лапами может. Они у него голые совсем, розовые (с ума сойти, какими невероятно трогательными могут быть лысые птичьи ноги!). Когда поднимает голову, задирает сильно хвостик. И тем не менее у меня надежда появилась. Честно говоря, когда домой брали, думали протянет час или два. Просто хотелось унести с солнцепека, очень уж птиц наш горячий был, очень уж трудно дышал
День третий
Ездили к орнитологу. В метро, потом в маршрутке, с двумя немало удивленными птицами, почти полтора часа в один конец. Но игра стоила свеч — мелкий чувствует себя явно лучше, ползает по полу на пузе, как пингвин. И кормежка наладилась — в ход пошло «бабушкино лукошко», якобы говядина с якобы овощами. Теперь мы знаем отчего меньшому нездоровится — нашли на колене абсцесс, удалили, но есть вероятность, что внутренние органы тоже поражены.
День четвертый
Старший нас здорово удивил. Утром обнаружили его… около коробки! Как так получилось, ведь ни ходить, ни летать он не умеет?! Нас он встретил радостным криком, показывал клювом на свои ноги и внимательно смотрел на нас, оценили ли мы, какие штуковины у него оказывается есть! Так продолжалось довольно долго. Потом вороненок мееедленно начал шагать. Падал. Снова внимательно рассматривал лапы. Линолеум оказался ужасно скользким, пару раз птенец чуть не сел на шпагат, но к вечеру научился бегать и прыгать. Задирает голову пытаясь рассмотреть, что на столах лежит, при этом восторженно раскрывает клюв. Да, вот так «разинув рот» реагирует на все новое — сын достал свои «грудничковые» игрушки, мячики, погремушки, мы привязали везде тесемочки, шнурки, колокольчики, лоскутки…
Единственная заминка у нас с кормом: мешанку (дикий рис+рис+греча+яйцо+вареный фарш индейки) плохо ест, клевать почти не получается. Клюет сколько может, потом докармливаем из шприца творогом.
Взрослые вороны пропали. Раньше прямо под окнами каркали, а нынче совсем не слышно их. За весь день одну видели — пролетела мимо окон на большой высоте. Даже собак больше не прилетают дразнить (есть у нас такая псина, которую вороны дюже «любят»). Мы так поняли: было 3 семьи во дворе, 2 птенца у нас, про третьего вчера дети сказали «был еще один, с дыркой и из дырки мясо вываливалось».
Из дневника Артура: «Показывал воронам волчок. Гарри долго пытался понять, как он крутится, спрашивал «Кра?» и пробовал раскрутить его сам. Сейчас у него это любимая игрушка».
День пятый
Нет, вроде не совсем нас бросили: сегодня выставляла на порог балкона старшую птицу — сели две вороны на дерево напротив и молча наблюдали. Не нападали, не скандалили, не приближались. Посмотрим, что будет дальше
Мелкий все-таки меньше нормы съедает, это плохо. Но активен. Вчера укололи с 3 попытки. Ооочень густое лекарство. Один шприц запороли: полчаса стучали-колотили по нему, все равно пузырик сидит. Потом я птенцу от страха грудку оцарапала, потом вколола так, что лекарство выступило каплей наружу… руки дрожали, колени дрожали, дрожало все внутри, ужасно, ужасно, ужасно, такая маленькая птичка, такая крохотная грудка, так дышит, так сердечко колотится, кожа прозрачная, ужас, ужас, ужас… но у мужа все получилось.
Метрогилом поили, он вороненку совсем не понравился. Окончательно обиделся на нас, плевался и тряс башкой. Мы изверги.
Старший ночевал сегодня в клетке. Потому что норовит все время к меньшому в «гнездо» залезть. Отгоняем, но прямо как магнитом тянет его. Днем подняли «гнездо» младшего на табуретку.
Дневник Артура: «Играли с Гарри в метро. Поезд-скейтборд ездил по всей квартире грохоча колесами, а Гарри, разевая клюв и маша крыльями пытался удержать равновесие и оглядеться по сторонам»
День шестой
С больной ножкой сложно все, отталкиваться ею малыш не хочет, но пальчиками шевелит. Второй ногой пользуется активно. Каждый раз, когда кладу в «гнездо», он «подтягивается, упираясь в борта крыльями, задирает хвост и устраивает под собой лапки, как ему удобно. В результате все время лежит сикось-накось. Если «поставить» птицу, точнее сымитировать, что он стоит, хвостик чуток вбок смотрит. пытались так же «сидеть» с ним, складывала ножки и придерживала.
Худой страшно, но неподвижность его достала. Хочет летать. Носим по квартире, как ребенка, показываем где что, но недолго, поскольку он напряженный весь, чувствую тремор какой-то, который не виден глазу, но ощущается пальцами. Иногда просится на пол, ползает, орудуя крыльями, как костылями или как лыжными палками. Выглядит это мощно! На самом деле восхищает меня эта птичка — не передать словами! Но лысая грудка конечно не для ползанья по полу, так что тоже не набалуешься.
День седьмой
Уколы это что-то! Удалось сегодня только 4 мл впрыснуть. опять капля вышла на поверхность. Что мы не так делаем?
Малыш худой очень, когда в руки берешь — колоссальная разница со второй птичкой. И у нас окончательно облысела грудка..
Старший (теперь его зовут Гарри!) вспархивает, пролетает пару метров, счастлив. Бегает по квартире, раскрыв клюв — все ему интересно. Носили на руке его по очереди. Попробовали в качестве присады предложить ему упоры для отжиманий, но они его не очень впечатлили. Спрятал колесо от конструктора, потом, когда муж приехал, повел показывать нычку. Вынул и снова спрятал. Смотрит прямо в глаза. Весь вечер ходит за мужем по пятам и в лицо заглядывает. Скучал?
А мешанка все еще не по нраву.
День восьмой
У нас новость: утром мелкий сел! Помогал себе крыльями, но реально сидел! Сам! Ножка работает. И ест Пират сегодня чуть лучше, но порцию увеличивать не дает, если настаиваешь — начинает буянить. Пиратом назвали за корсарский профиль и несгибаемый характер. Гарри в сравнении с ним — беспечная курица.
Кстати про старшенького: какое это чудо — жизнь без поноса! Если вчера утром от запаха одуреть можно было и за ночь образовались со всех сторон от клетки «ручьи застывшей лавы», то сегодня все выспались,это так круто!))
Потягивается теперь в обе стороны, очень грациозный, ходит, как манекенщица на подиуме, закидывая лапки слегка накрест. Активно шелушит хвост и уже не падает при этом (ну, почти). С едой капризы, хочет шприц. Утром я «выдерживала паузу», надеясь, что проголодается и станет есть сам. Не удался фокус — клюнет пару раз и отойдет. Ленится? Или тяжело ему еще?
О взрослых: нашла на балконе каку. Чужую. Нас посещали! Целый день балконную дверь держу приоткрытой, наших птичек с дерева хорошо видно, может прилетит кто… пока карканье раздается издалека.
Выставляла птичек на солнышко погреться чуток. Вот и все новости.
Дневник Артура: «Гарри после купания целый час внимательно разглядывал себя в зеркало»
День девятый
Меня все время не отпускает мысль, что Пирата надо «уговорить остаться жить», показать, что любим, жалеем, что много интересного есть вокруг, не только болячка…
Это смешное шаманство конечно. Но если людей-коматозников уговаривают и они «возвращаются», отчего бы с такой умненькой птичкой не попробовать?
Ношу его по всей квартире в коробке. Малыш очень внимательный и любопытный, реагирует на речь, на интонации. Стараюсь компенсировать его неподвижность сменой обстановки, выбором удобного угла обзора. Надо чаще баловать наших ворон чем-то вкусненьким.
Дневник Артура: «Когда родители ушли в магазин, Гарри принялся обшаривать квартиру, пытаясь понять, куда делись повара. Заметил меня, подошел и спросил: «Кря?». Я пытался ему объяснить, что «кря» в магазине, но он не понял.»
День десятый
Уже выработалось стойкое ощущение, что в доме младенец, а то и два. Кормишь каждый час, каки моешь беспрерывно, стирка опять же постоянная. Чай с утра налью себе — вечером выпью..
Одиннадцатый день
Тяжелая ночь была у малыша. Пытается висеть на краю коробки, лежать на боку… что угодно, только не на животике
День двенадцатый
ПИРАТ ПЕРЕСТАЛ ЕСТЬ. совсем
Что делать?!Страшно. Написала в «Красный лис» и в «Зеленый попугай». Пока нет ответов. В больницу его отдавать категорически не хочется — лежачая птичка, кормить надо часто, гнездо чистить и того чаще. Но и оставить как есть нельзя — временами Пират начинает дрожать, потом это проходит.. Может лихорадит его? Вскидывается, как от резкой боли, машет крыльями, потом затихает. Немножко ест. Совсем немножко
День тринадцатый
Утром мелкий выбрался из коробки, встретил нас «на воле». Ест, как обычно ел, но все так же периодически дрожит.
О старшем: выпускали Гарри на балкон. Большая ворона сидела на дереве (они теперь туда каждое утро прилетают) и внимательно смотрела, «на сближение» не пошла.
А у Пирата прорезался голос. Как только видит старшего, пытается с ним разговаривать. Очень тихо, нежно, скорее на мяуканье похоже, чем на карканье. Гарри в лучшем случае равнодушен, в худшем — пытается клюнуть.
Дневник Артура: «Гарри пробует летать! Я носил его на руке по квартире, а он, чтобы продемонстрировать способности, взлетел на кухонную занавеску. Но вдруг запаниковал и порвал ее.»
Четырнадцатый день
Прекрасный день сегодня: за стенкой дрель, за окном — газонокосилка. А на втором колене у Пирата, похоже, еще один абсцесс…
Пятнадцатый день
Новости такие: Гарри улетел. Уже скучаем безумно, но ему там лучше будет. Птица создана для неба, для полетов. Вчера полдня он сидел на балконе, присматривался, но не решался. А сегодня выпустили как только ветер стих, и он сразу улетел. Не раздумывая.
Упс, не получилось у нас. Гарри пытался напроситься ночевать к соседям, стучал в окно. В общем он снова с нами.
Удивляет равнодушие местных ворон.
День шестнадцатый
Сегодня смешно вспоминать, как мы вызволяли Гарри, а вчера «в наших рядах царила настоящая паника». Пока муж сооружал «лифт», мы с сыном звонились во все квартиры, пытаясь отыскать хозяина окна, пленившего Гарри. Окно оказалось заставлено мольбертами и заколочено гвоздями. Гарри, Гарри, надо же тебе было выбрать именно этот подоконник! Хорошо, что люди оказались душевные, понимающие. Сосед раскрыл окно и пытался вспугнуть Гарри, но тот скользил по подоконнику, выписывая сложные фигуры Плющенко на зависть, ни слетать вниз не хотел, ни наверх на балкон. В итоге сосед схватил его и усадил в «лифт». Так на веревках и подняли несчастную трусливую курицу. Эх! Он уже сильный и безумно красивый, по всему чувствуется, что в квартире тесно ему.
Пиратик приходит в норму. Вчера проглотил немножко куриной грудки. Воспринимает Гарри как маму, воркует, когда видит его, разевает клюв, просит у него еду.
Вот так — кормишь, моешь, лечишь, каки убираешь, а мама все равно Гарри. Обидно однако!
Семнадцатый день
Повесили яркую блестящую игрушку на перила для ориентиру дитятке — теперь наш балкон ни с каким другим не спутаешь!.
Но Гарри сегодня вышел, взгромоздился на цветочный горшок, посмотрел вниз — и бегом обратно.
Весь день не ест! Ни мешанку, ни яйцо, ни творог, ни мясо — вообще ничего. Попробовал яблочко, выплюнул. То же и с морковью. От остального, когда предлагаешь, гордо отказывается: медленно отворачивает голову на 180 градусов. Забастовка? Или на улице отравился чем-то? Весь день грустный, играть не хочет.
Зато Пират теперь ест все.
Восемнадцатый день
У нас старший заболел! Вчера был очень частый понос и рвота (когда пытались поить), сегодня категорически отказывается от еды, весь день спит, крылья опущены, клюв упирается в пол. Орнитолог от нас скоро сойдет с ума.
Девятнадцатый день
Пирату вчера было назначено новое лечение. плюс мы будем с ним заниматься. Если через неделю не начнет садиться, придется малыша усыпить. Гарри пьет антибиотики, кормится насильно через шприц. пока так. Вчера во дворе, в нескольких метрах от того места, где мы нашли Пирата, видели очередного слетка, мертвого, его расклевывала ворона. Может ветер поработал, а может инфекция какая-то косит воронят.
Дневник Артура: «Целыми днями сижу читаю, пристроив Пиратика рядом или у себя на коленях. Ему это очень нравится, мне тоже. Если он начинает беспокоиться, я ношу его по квартире»
Двадцать четвертый день
Прошли оба курс антибиотиков. Гарри чувствует себя хорошо, хотя всю неделю ел насильно. После курса появился аппетит, пока вялый, но все-таки ест сам.
Сегодня состоялся второй «вольный вылет» с балкона. Примерно на третьей минуте свободы вороненок таранил в лобовуху проезжавший мимо ни в чем не повинный микроавтобус. в итоге муж едва отцепил от дворников нашу отчаянно истерящую курицу. Все отделались легкими испугами. Кажется. Правда никто не опрашивал водителя, за тяжесть его испуга пожалуй ручаться не буду, вдруг он поклонник хичкока… но за отличную реакцию и своевременные тормоза ему преогромнейшее спасибо! И даже не обматерил. Удивительные люди попадаются нам в последнее время!
Пират. с Пиратом все грустно. Он офигенский. Он совсем не такой, как Гарри. Я не смогу объяснить, но это чудесная, чудесная птица.
Муж неделю назад сделал стульчик, чтобы Пират учился сидеть, чтобы ножки были вниз, а не вбок, разминал ему каждый день лапки, учил держать палку (использовали легенькие округлые брусочки из детского конструктора). Но в общем нет у нас положительных результатов. Вообще. В «гнезде» Пиратик сидит, только балансируя крыльями. На стульчике сидит ровно, там балансировать не нужно, но ножки все равно вбок, пальчики всегда скрючены, холодные, на одной повышен тонус, другая наоборот вялая, безжизненная. По большей части птичка лежит на одном и том же боку. Это тяжело. На стульчик-тренажер высаживать тоже больше не хочу — когда он машет крыльями, видимо помогая работе кишечника, у него натирает грудку. Пытается ползать по полу, опять-таки на грудке, лапками при этом немножко шевелит, но основная нагрузка на крылья. Приподнимается на них, «отжимается» от пола и ударяется грудкой, вот такими скачками и передвигается.
В общем — хватит.
Будем прощаться с Пиратом. Так нельзя. Не жизнь это. Совсем не жизнь.
Чем можно порадовать его ?У меня совсем голова не работает.
Чувствую себя Иудой. Хочется хоть что-то сделать…
Тридцать первый день
Давно не писала, не было сил: Пиратик умер сам, на другой день после того, как решение было принято. Умер, избавив нас от сомнений на тему «подождать еще капелюшечку, вдруг будут положительные сдвиги».
Гарри улетел в то же утро, парой часов раньше. Как потом выяснилось — улетел навсегда. Муж встретил его на крыше соседского джипа, снял, отругал. Гарри выслушал, потоптался у него на руке, решительно оттолкнулся и умчался исследовать двор с высоты крыш. Каждый день выставляем на балкон вкусняшку и просматриваем траву во дворе — птичьих трупиков нет. Значит жив наш Гарри и ему хорошо. По крайней мере очень на это надеемся.
В доме непривычно тихо и чисто.
Сегодня муж сказал, что вороны нас здорово изменили. Наверное это так. Вообще птицы — это чудесно, правда!
Забавно, но оттого, что ворон было две, мы теперь точно знаем, что они «в лицо» все разные и, кажется, ни за что Гарри ни с кем не спутаем!
Спустя много месяцев. Весна
Гарри мы не видим, но… он нас подкармливает!
Всю зиму балкон был закрыт, да и шторы раздвигались редко. А теперь мы с сыном нашли компромисс между его желанием читать и моим желанием «чтобы чадо гуляло» — он частенько сидит с книгой на балконе.
И вот — куски мяса (большие! хорошего!), ломти булки, кусочки бубликов… нам вообще можно с завтраками не заморачиваться, — выходи на балкон и собирай гостинцы из цветочных горшков!
В каждом дворе мы видим воронят-слетков и их бдительных родителей. Как же так получалось, что раньше мы их ни разу не замечали?
Сентябрь
Сегодня на нас с сыном напало буйное веселье. «Карл Великий…» — что есть мочи басили мы, вскидывая руки (а кое-кто еще и совсем нечестно подпрыгивал на диване, увеличивая рост), — «…сын Пипина Короткого», — пищали мы, сворачиваясь. Раздался стук и кто-то грозно спросил: «Карл?!». Мы замерли: на подоконнике сидела ворона и очень внимательно глядела на нас. Так смотрят на расшалившихся детей родители, внезапно вернувшиеся с работы: строго, но заботливо. Мы теперь под надежным крылом!