Не первокурсница
Порывистая, яркая, мечущаяся из крайности в крайность Сашка соскакивает со страниц «Первокурсницы» Виктории Ледерман. Несется, спешит куда-то, расталкивает толпу локтями. И ты, читатель, не успев толком оглядеться, цепляешь взглядом коротко стриженую голову и, стараясь не споткнуться, неловко торопишься следом. Мимо проносятся фонарные столбы и остановки, прохожие провожают тебя удивленными взглядами, откуда-то доносятся громкие басы клубной музыки – но ты напряженно всматриваешься только вперед, стараясь не потерять из виду Сашку. Запыхашись, подбегаешь к железнодорожной станции, растеряно оглядываешься и едва успеваешь заметить хитрый взгляд первокурсницы, машущей тебе из окна вагона отоходящего поезда…
Вся книга проносится перед читателем в ритме этакого скоростного поезда. Казалось бы, не успели мы толком познакомиться с Сашей и её возлюбленным, как на сцену запрыгивает и лучшая подруга, и новый кавалер, и отец, и отчим, и еще один отчим, и… И вот даже не хватает дыхания, чтобы перечислить всех мелькающих тут и там пресонажей. Обидно только, что ни с одним из них читатель не может по-настоящему познакомиться. Как же они все выглядят? Чем они живут? Вот у Саши есть лучшая подружка, на протяжении всей книги сопровождающая главную героиню или, в крайнем случае, дающая ей советы по телефону. Но что же мы о ней знаем? Имена трех её котов и двух бывших парней.
История рассказывает нам о влюбленности главной героини, об её душевных метаниях, о выборе между двумя разными молодыми людьми. И тут вдрух – бах! – в мелодию сюжета врывается барабанная дробь экшна. Саша со своей подругой отправляются в клуб, после чего по глупости оказываются в лапах у двух недружелюбно настроенных мужчин. Ах, какая борьба, какой побег. Вот только зачем? К чему бы нам показали сцену драки, которую забыли уже в следующей главе? К сожалению, этот сюжетный ход создает нехорошее ощущение того, что мне, читателю, просто бросили небольшую якобы вкусную косточку. Для подогреву интереса, так сказать.
Сам сюжет книги рассыпается в руках, словно порванное ожерелье, раскатывается сотней цветных бусин-событий. Они все яркие, все привлекают взгляд, но никак не желают гармонично сплестись вместе. Для них очень не хватает описания красочных декораций и музыки оркестра-настроения.
Как можно догадаться из названия книги, главная героиня является девушкой-первокурсницей. Но по её поступкам и решениям никак нельзя этого сказать. Саша – очень непосредственна, даже инфантильна. Она позволяет капризам руководить собой, мгновенно меняет свои решения, бросается из огня да в полымя и обижается на весь белый свет. Исходя из этого я могла бы дать Саше лет десять. Но, с другой стороны, на протяжении всей книги читателя через мысли героини знакомят с её прошлым, со скрытыми в нем мотивами. Здесь нам открывается разочаровавшаяся в жизни в целом и в мужчинах в частности женщина зрелого весьма возраста. У меня, как у читателя, сложилось впечатление, будто автор хотела передать в некоторой степени свои мысли или свой опыт языком маленькой девочки. К сожалению, Саша получалась кем угодно, но только не первокурсницей.
Катя Супрун