О книге «Наша эра. История России в картах»
В 2016 году издательство «Пешком в историю» выпустило научно-популярное издание Тамары Эйдельман с иллюстрациями Анны Ритум «Наша эра. История России в картах». Презентация книги состоялась на московской книжной ярмарке Non/Fiction 2 декабря 2016 года.
Издание представляет собой вариант учебника истории России с IX века и до 1991 года – но для самостоятельного и добровольного прочтения. Как и положено в учебнике, все педантично разложено по полочкам. Каждая глава состоит из нескольких подглавок. Ключевые фразы выделены красным. Периодически от названий глав («Враг у ворот») и подглавок («Если ты шестой сын Великого князя, Киевского престола тебе не видать!») веет свежестью свободомыслия. Ноу-хау издания: перед каждой подглавкой помимо рисунка на заданную тему изображен значок, поясняющий, к чему относится данный текст: «правители и власть», «деньги и финансы», «сражения и войны», «религия и верования» и так далее.
Часть информации вполне соответствует обязательной школьной программе (автор, Тамара Натановна Эйдельман – заслуженный учитель истории, ей ли не знать программу): «Уже через несколько дней французы заняли Москву и решили, что война закончена. Но в переговоры с ними никто так и не вступил, а город и вовсе остался покинут жителями». Но немало и неожиданного об общеизвестном: «Летописец рассказал, что битва произошла прямо на льду озера и побеждённые рыцари под тяжестью доспехов проваливались под лёд. Но в Ливонской хронике сказано, что они падали на камыши. Так может быть, сражение проходило не на озере, а рядом с ним?»
От учебника истории «Наша эра…» выгодно отличается разносторонностью даваемой информации, обилием дополнительных сведений, которые, хочется верить, поспособствуют более подробному изучению сопутствующих тем: «В этих пустынях и в лежавших южнее горах развернулась «Большая игра» – так писатель Редьярд Киплинг назвал соперничество Англии и России за политическое влияние в Азии»; «В 1933 году канал был официально открыт, и, хотя строительство ещё шло, в честь открытия по каналу прокатили известных писателей и художников во главе с Максимом Горьким. Они должны были написать, как прекрасно идёт строительство, а потому закрыли глаза на то, в каких условиях работают заключённые».
Автору периодически приходится говорить детям неприятную правду, и он (автор) старается делать это как можно деликатнее: «Часто, уходя в монастырь, люди хотели укрыться от невзгод обычной жизни, но не собирались отказываться от мирских удобств, а сохраняли свои богатства и слуг, вкусно ели и мягко спали»… «Княгиня Ольга отомстила за мужа, жестоко наказав древлян» (как у Н.Носова в рассказе «Про Гену» – «как был наказан, говорить ни к чему. Каждый сам знает, какие наказания бывают»). Автор старается быть объективным, но порой сквозит симпатия к кому-то из исторических лиц: «Колчак был мужественным человеком, профессиональным военным, полярным исследователем». Вообще сильна тенденция оживить исторических лиц, рассказав о них что-то понятное, человеческое: «Говорили, что Святополка мучила совесть – ему казалось, что кто-то вечно следует за ним по пятам. Так он и сгинул неизвестно где, обезумев от того, что совершил».
Ну и, конечно, емкость фраз, когда, как говорится, и добавить нечего: «Болотникова пленили, сослали на север, где утопили в проруби»; «Войну эту позже назовут Крымской, так как большая часть военных действий проходила в Крыму»; «Во времена Петра I при дворе было модно окружать себя маленькими чернокожими слугами».
Текст сопровождает много рисунков, а перед каждой главой – изображение в особо крупных размерах. Прежде всего изображения людей – символов данной эпохи. Довольно отдаленное портретное сходство (Петр Первый с топором смахивает на д`Артаньяна, Гитлер узнается по усикам) компенсируется явной симпатией к историческим персонажам.
Эпоху великой войны «в которой люди использовали столько разнообразной техники для того, чтобы уничтожать друг друга» (глава «1939–1945. Мировая катастрофа») представляют Ольга Берггольц, Таня Савичева и – неожиданно — Дж.Р.Р. Толкин.
Одним из важнейших достоинств книги назову приложение к рассказу о каждой эпохе карты России и Европы (или их частей, актуальных для изучения конкретного периода). И на российской, и на европейской территории отмечены крупнейшие города, изображены важнейшие люди или символы того времени. У нас декабристы и Лермонтов, у них – Дюма и июльская революция; у нас раздробленность и хазары, у них Филипп Август и Ричард Львиное Сердце. Рассмотрение развития страны именно параллельно с другими, сопоставление происходящего в нашей стране, «у нас», и в значимых для нас сопредельных странах, «у них» — чрезвычайно важно. Вульгаризация учебного процесса? Пусть! Пусть «карта» — звучит интересно, пусть на одном листе царская семья в Тобольске и синий кит! Не все же черные и красные линии со стрелочками, которыми куда-то движутся какие-то армии.
История с человеческим лицом, история страны, которую дети считают скучной (какой такой Иван Третий?), история Россия как часть познания мира… О прошлом как о том, что нельзя забывать («красный и белый террор, военный коммунизм, голод, тиф, испанка – миллионы жизней были потеряны всего за несколько лет, и историю России пересекли страшные, до сих пор незажившие шрамы»), о людях, про которых раньше в лучшем случае предпочитали молчать («Белые в панике и отчаянии отплывали на кораблях из Севастополя. Не только военные, но и мирные жители штурмовали корабли. Многие кончали с собой от отчаяния»), полусказочные персонажи как живые люди («Владимир выбрал веру византийцев, то ли потому, что ему нравились рассказы о небесной красоте храма Святой Софии, то ли потому, что Византия была самым мощным соседом») – и вот делается большой шаг для интересного, неравнодушного преподавания этой важнейшей науки. Петр I, по выражению, автора, «считал своих подданных маленькими детьми, которых надо было силой вести к новой жизни и просвещению, не спрашивая их мнения». Подложите подросткам эту книгу, не спрашивая их мнения – и вам не нужно будет ругать за двойки по истории и наказывать, как Петр, «жестоко и кроваво».
Катарина Гулевская