Познавательные Смотрим в книгу

10 великих империй в одной книжке

Фев 07, 2017 Irina Suslova

В 2017 году московское издательство «Пешком в историю» выпустило книгу-альбом Имре Файнера (перевод с французского Евгении Новиковой) с иллюстрациями Лоран(а) Стефано «10 великих империй в картах и фактах от Александра Великого до королевы Виктории».

Империи1Грандиозное по замыслу издание, на деле совсем небольшое. Из всемирной истории автор произвольно взял для рассказа десять империй. Остальные лишь перечислены на последней странице.
Автор позиционирует свою книгу как «дополнение при изучении истории в средней школе», но никакого сходства с учебником, пусть даже дополнительным, к счастью, не заметно – мешают обилие рисунков и достаточно легкий стиль изложения. Только манера обращаться к читателю на «ты» напоминает отечественную педагогику.
Рассказ о каждой империи включает в себя: краткую справку, несколько блоков расширенной информации, включая цитату кого-то из «ровесников эпохи» (Шатобриан пишет о Наполеоне, Аристотель об Александре Македонском и пр.), абзац под интригующим названием – «А что дальше?», анализирующий упадок и угасание очередного владычества, и подробную карту мира с рисунками – главные города, завоевания, ключевые фигуры и события.

империи2Сама тема интересная. Что такое «империя» в принципе? Просто большая страна или нечто другое? Автор, заканчивая свою книгу рассказом о саморассасывании Британской империи, вопрошает: возможно, время великих империй прошло? Если прошло и новых уже не возникнет, то тем более интересно посмотреть на то, что было недавно (нам ли, жителям империи Российской и советской, этого не знать) и что кануло в вечность на наших глазах.
Подбор десяти империй, заслуживающих о себе особого рассказа, непонятен. Почему нет «Империи зла» (СССР) и «Третьей империи» (фашистской Германии) это как раз ясно. В этих империях, в отличие от монгольской, не имевшей «культурной или политической основы», такой основы было хоть отбавляй, и жертвы и последователи этих основ до сих пор населяют планету (во всяком случае ту ее часть, на которой книга будет продаваться). Так что писать про такие империи – значит ходить по тонкой грани, рискуя в любой момент из беспристрастного историка превратиться в яростного обвинителя или пылкого почитателя. А вот почему, например, нет Османской империи, Австро-Венгерской или Испанской империи; чем Хань (про которую рассказ есть) важнее Мин (про которую нет) – вот тут уже, как говорится, дело вкуса.

Империи3Вероятно, для колорита и общего кругозора включена безусловно яркая, но, мягко скажем, малоизвестная империя Мали, основатель которой, «возможно, не утонул, а превратился в бегемота» и кастовую систему которой замыкали бродячие музыканты и певцы гриоты, которые «передавали из поколения в поколение историю народа и легенды, сообщали новости, обеспечивали связь сельской общины с внешним миром» — этакие пиар-мастера. Другое дело – таинственная империя инков, где не было денег и колеса, но была своеобразная письменность кипу, которую «учёные до сих пор не могут расшифровать».

мышкиЕсть в книге несколько несоответствий, не заслуживающих особого порицания. Это очевидная описка – Александр Македонский умер не в 23, а в 33 года, не совсем ясное «Шарлемань, чье имя означало «Карл Великий» (Charles le Magne действительно означает «Карл Великий» по-французски, но почему на этом нужно как-то заострять внимание?) и совсем ненаучное «Многие авантюристы XX века отправлялись на поиски сокровищ. Но горе им: это золото проклято, и тот, кто его найдёт, расстанется с жизнью».
Но это частности. А в целом альбом кажется действительно полезным пособием для школьников, которые «слышали звон» в виде имен Понтия Пилата или Тупака Амару, но толком не знают, «где он».
Кому как не нам, наследникам империи, детям, внукам и правнукам тех, кто ее строил, боялся, ненавидел, обожал, крушил – задуматься о том, «что такое империя и зачем она нужна» и о том, что «рано или поздно любой империи приходит конец».

Катарина Гулевская