Как правильно мучить школьников: Хроника четырех книжных экспериментов
В западных странах любят прикладное обучение: разрезать настоящую лягушку на уроке биологии или на уроке природоведения отправиться в лес. Все это входит в школьную программу. Это здорово, ведь таким образом многие профессии можно в буквальном смысле «пощупать». А как же с другими навыками взрослых?
Мы подобрали четыре подростковые книжки на эту тему. Условия и правила существования героев-школьников в экспериментах разные: в одном случае дети оказываются в ролях элементов политического движения, в других – в ролях родителей или в качестве молодых семейных пар. Зачем все это нужно и при чем тут мы? Читаем в обзорах.
Тод Штрассер. «Волна» (Самокат, 2015)
Учитель Рон Джонсон (в книге его зовут Бен Росс) придумал эксперимент для благой цели: наглядно объяснить ученикам поведение немецкого народа при режиме национал-социалистов. Однако эксперимент «Волна» очень быстро вышел из-под контроля, как со стороны учеников, так и со стороны учителя – вот уже все повинуются жестким правилам, маршируют, уже придумывают наказания для несогласных… Бен Росс, став создателем молодёжной группировки, чувствует свою власть — и она его начинает затягивать.
Вскоре преподавателю пришлось прекратить эксперимент, слишком все далеко зашло. Дело закончилось трагедией. Бен Росс жестко объяснил учащимся,
как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего Рейха: «Фашизм – это не то, что когда-то устроили какие-то другие люди. Он здесь, он в каждом из нас».
В книге много вопросов, которые остаются в воздухе (будем надеяться — заставляют думать): «Кто бы поверил что симпатичные старшеклассники объединятся в
фашистское движение под названием «Волна»? По слабости ли мы закрываем глаза на темную сторону человеческой природы?» Учитель Бен Росс находит ответ: «Вы спрашиваете, почему немцы ничего не предпринимали пока погибали миллионы ни в чем неповинных людей? Как они могли утверждать, что они ни при чем? Что заставляет людей отрицать собственную историю? Если история повторится, вы точно так же будете отрицать то, что случилось с вами после Волны. Но если наш эксперимент был успешным, – а вы, я полагаю, видите, что это так и есть, – вы запомните: отвечать за свои действия и всегда спрашивать «А правильно ли я поступаю?» вместо того, чтобы слепо доверять лидеру. И никогда, слышите, никогда вы не позволите коллективу отобрать у вас права личности».
Энн Файн. «Мучные младенцы» (Самокат», 2011)
Энн Файн – писательница «со стажем», известностью и признанием. Наверняка вы слышали про ее уморительные «Дневники кота-убийцы» или смотрели фильм, снятый по ее книге – «Миссис Даутфайр». Однажды на каком-то книжном фестивале Файн заявила, что «новейшая литература для юных страдает избыточным реализмом и безнадёжностью» и призвала «собратьев по перу задуматься над тем, что получают читатели от современных детских книг». Ответственность и борьба за чудесный мир юного читателя сквозит из каждой ее книги. «Мучные младенцы» – одно из самых ярких тому подтверждений.
«Мучные младенцы» – история из жизни английских старшеклассников. Мальчикам из социально неблагополучных семей дают в школе неожиданное задание. Три недели они должны «присматривать» за тряпичными младенцами, набитыми мукой. Получается эдакая проверка на будущее отцовство (в классе учатся исключительно мальчики) – очень необычный эксперимент. Он пробудил совершенно разные чувства у мальчиков: кто-то не выдержав и недели запустил своей куклой в реку, кто-то стал зарабатывать деньги, устроив настоящие ясли для фиктивных младенцев. Равнодушным не остался никто. Особенно «родительский опыт» захватил главного героя Саймона Мартина, рослого детины-футболиста и грозы класса. Он погружается в предлагаемые обстоятельства глубже всех. Кажется, этот эксперимент помогает Саймону предолеть внутренний конфликт в отношении собственного отца, который оставил их семью, «продержавшись в роли отца всего 1008 часов». И он справляется.
Кристин Уокер. «Учебный роман» (Рипол Классик, 2015)
Кристин Уокер писать начала она совсем недавно, однако в литературном багаже у нее уже четыре книги. Все написаны в жанре young adult («литература для юношества» или «подростковый роман»).
«Учебный роман» – классическая американская girl story про первую любовь и дружбу. Главная героиня, Фиона – девочка-фрик, с лучшей подругой Марси и тайной любовью по имени Гейб. В первый день нового учебного года старшеклассников огорошили пренеприятнейшим известием: в школе решили ввести обязательный курс подготовки к браку. Мальчиков и девочек разобьют на пары, чтобы они учились совместно зарабатывать деньги, планировать бюджет и ходить на консультации к школьному психологу. Курс должны пройти все выпускники, иначе они не получат аттестат. Немудрено, что Фиона мечтала попасть в пару вместе с Гейбом, но ей достался ненавистный Тодд – красавчик, хулиган и, как водится, предмет обожания всех девчонок. И так им придется провести весь следующий учебный год! Повествование ведется от лица Фионы, что делает историю похожей на дневниковые записи.
Эксперимент безусловно интересный, однако со стороны родителей он поддержки не находит (они устраивают забастовки, призывая руководство школы свернуть эксперимент). Главные герои, тем не менее, проходя через брачный курс (вопреки ему или благодаря) понимают очень важные вещи: «Сложно предугадать, с кем в итоге будешь жить. Можно годами мечтать об одном человеке, а счастье встретить с кем-то совершенно другим. Тот, про которого ты сначала думаешь, что у вас вообще ничего общего нет, может оказаться мужчиной твоей мечты. И ты это понимаешь, потому что сама рядом с ним становишься лучше. Он пробуждает в тебе все самое прекрасное, такое, о чем ты раньше и не знала, во что не могла поверить. И тебе очень повезло, если и ты оказываешь на него такое же волшебное воздействие».
В книге много фраз — прописных истин. Когда к ним приходишь в 16 лет, они производят эффект разорвавшейся бомбы в себе самом: «Вдруг настоящая любовь – это что-то более неуловимое? Вдруг она может подкрасться незаметно, долго стоять рядом, а ты и не поймешь, что это истинная любовь, пока не обернешься и не увидишь, что все, что у тебя есть, – это как раз то, что нужно, и ты не хочешь это терять?»
Неглупая мысль.
Бел Кауфман. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (Белая ворона, 2016)
— Привет, училка!
— Привет, зубрилка!
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» – это лоскутное одеяло из множества писем, объяснительных записок, циркуляров и распоряжений, которые очень доходчиво и смешно (хотя смех иногда сквозь слезы) обрисовывают учеников, учителей, родителей и дирекцию одной американской школы начала 1960-х. Кстати, в 1967 году по книге был снят фильм с Сэнди Деннис в главной роли.
«Какой же тут эксперимент?» – справедливо спросите вы. Ответим: он здесь довольно условный. Преподавательница предпочла суматошную школу с переполненными классами спокойному преподаванию в колледже. Безусловно — это эксперимент над самой собой! Она ведет уроки языка и литературе по-новому, говорит с детьми на их языке, пытается приблизить литературу к детям, устанавливает в классе ящик для писем, приносит проигрыватель, чтобы дать послушать стихи в исполнении самого автора. Все это довольно экспериментально для косного института школы.
Главная героиня, Сильвия Баррет, хочет учить и нести знания в этот мир — а вместо этого получает море канцелярской работы и борьбу с неуправляемыми подростками. Здесь вся палитра и всё разнообразие класса «особо отстающих» детей: остряк, потешающий весь класс; карьерист; рано созревшая девушка; черный паренек-задира; пуэрториканец, которому в конце концов удается преодолеть свою застенчивость; некрасивая девочка, которая понемногу начинает обретать себя. В конечном итоге, учительница завоевывает всех детей и после долгих сомнений, «эксперимент»…продолжается. Сильвия остается в школе.
«Вверх по лестнице, ведущей вниз», как сказала сама Бел Кауфман, – это формулировка, которая «выразила не только всю меру тупости школьного начальства, но и оказалась метафорой — человек идет против движения, бунтует против системы». Книга заканчивается на позитивной, жизнеутверждающей ноте: «Сколько бы ни было бессмысленно растраченного времени, тупости, невежества, злоупотреблений, сколько бы ни было огорчений, все можно вынести, потому что нет ничего более прекрасного, чем школа. В каждом классе, на каждом этаже здесь происходит нечто очень важное — молодежь вступает в мир знаний».
Ольга Зубрицкая