Премии

Конкурс для молодых и быстрых

Фев 28, 2017 Переплет

27 февраля начался прием работ на новую национальную литературную премию. Об этом было объявлено на пресс-конференции, прошедшей в понедельник в Москве.

logo7К участию в премии «Лицей» имени Александра Пушкина приглашаются поэты и прозаики в возрасте от 15 до 35 лет. На конкурс принимаются литературно-художественные прозаические произведения (романы, повести, сборники повестей и/или рассказов) объёмом от 4 до 12 авторских печатных листов (от 160000 до 480000 печатных знаков) и поэтические произведения объёмом от 150 до 700 строк, ранее не выдвигавшиеся на национальные литературные премии. Более подробную информацию можно найти в Положении о премии (http://pushkinprize.ru/?page_id=766).

Оценка текстов будет двухэтапной: на первом этапе Экспертный совет прочитает все поступившие рукописи и составит Короткий список, куда войдет не больше 20 произведений. Второй этап – работа жюри и присуждение наград в двух номинациях: прозаической и поэтической. Лауреатов планируется назвать в день рождения Пушкина 6 июня на книжном фестивале на Красной Площади. Призовой фонд премии – 4,8 млн рублей. В жюри вошли известные поэты прозаики: Максим Амелин, Евгений Бунимович, Мария Ватутина будут судить поэзию, а за прозу ответят Михаил Визель, Шамиль Идиатуллин и Роман Сенчин. Возглавит жюри Павел Басинский, которого председатель Наблюдательного совета премии Сергей Степашин назвал одним из лучших российских прозаиков. Судя по составу жюри, у авторов стихов для детей шансов на выход в финал нету. С прозаической номинацией, кажется, дело обстоит чуть лучше: Шамиль Идиатуллин, дважды финалист премии «Книгуру» и эксперт этой премии, к литературе для детей и подростков относится с большим уважением. Михаил Визель известен не только как главный редактор портала «Год литературы», но и как переводчик Джанни Родари и других итальянских детских писателей. Однако Визелю и Идиатуллину будут противостоять серьезный и мрачный Роман Сенчин и не менее серьезный и ориентированный на «взрослость» Павел Басинский, чей голос председателя жюри может оказаться решающим.

Прием работ заканчивается 18 апреля. «Сроки приема в этом году короткие, — сказал Павел Басинский, — но молодые должны быть быстрыми». А заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев пообещал, что премия станет ежегодной, и в дальнейшем на премиальные сезоны будет отводиться больше времени.

Инициатором и спонсором премии «Лицей» выступило российское отделение крупнейшего южнокорейского конгломерата «Lotte Group»: компания инвестирует средства в социальные проекты в тех странах, где работает, — так сказал генеральный директор Lotte Rus господин Янг Сон. Он же объяснил, почему премия носит такое название: с 2013 года в Сеуле стоит подаренный Корее Россией памятник Пушкину: «это самый великий поэт, и мы захотели спонсировать литературную премию его имени». Тему великого поэта поддержал и Павел Басинский: «Пушкин – величайший поэт и величайший прозаик. Его нельзя представить старым и маститым, он погиб молодым, страстным, ревнивым».

Решив делать премию, Lotte обратилась к специальному представителю президента по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому, а тот в свою очередь пригласил крупнейшего в нашей стране специалиста по созданию литературных премий Георгия Урушадзе, на чьем счету «Заветная мечта», «Большая книга», «Книгуру» и другие. Таким образом возглавляемое Урушадзе Некоммерческое партнерство «Центр поддержки отечественной словесности» стало соучредителем премии. Другие соучредители – Российский книжный союз, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Литературный институт им. Горького, Ассоциация литературных журналов.

Широкий возрастной диапазон – от 15 до 35 лет – не может не вызвать мысли о своего рода литературных «боях без правил». Предвидя вопросы, Владимир Григорьев сказал, что действительно, практически невозможно написать хорошую прозу в 15, 17, 18 лет, но в поэтической номинации подростки вполне могут соревноваться со взрослыми. На уточняющий вопрос нашего корреспондента нет ли лукавства в том, что подростков призывают участвовать в соревновании, где у них нет никаких шансов на выход в финал, и будут ли предусмотрены для талантливых подростков хоть какие-нибудь «плюшки» вроде публикации на портале «Год литературы», господин Григорьев ответил, что верит в профессионализм экспертов и жюри. Судя по оживлению в зале, люди, имеющие отношение к литературе и литературному процессу, таким ответом не удовлетворились. Впрочем, журналистам тему развить не дали: «Еще один вопрос, и заканчиваем».

По окончании пресс-конференции Михаил Визель подошел к нашему корреспонденту и пообещал опубликовать лучшие работы участников-подростков на своем портале в разделе «Литературная учеба». Так же кулуарно высказался Евгений Бунимович, не только поэт и омбудсмен, но и педагог. Он рассказал о том, что организовывал как-то литературную премию для подростков, но в процессе судейства понял, что присуждать привычные 1-2-3 места будет большой ошибкой. Поэтому всех финалистов вывезли на несколько дней в Переделкино, где перед ними выступили лучшие современные поэты – в том числе и классики (еще был жив Андрей Вознесенский). Организованы были и выступления лучших учителей литературы, которые, по словам Бунимовича, от современной поэзии пришли в ужас, в отличие от детей.  «Мы дали детям среду, дали понимание, что каждый из них не варится в своем соку в одиночестве, что есть кто-то такой же, похожий, — сказал Бунимович. – Сейчас они выросли и далеко не все занимаются литературой. Кто-то вообще исчез с горизонта, а кто-то стал известным блогером: они ведь все хорошо пишут».

Жаль, что эта духоподъемная история была рассказана кулуарно. Повторить опыт выездного семинара для пишущих подростков, лучших из участников премии «Лицей», было бы правильно и с педагогической, и с общечеловеческой точки зрения. А провести такой семинар в Переделкине было бы еще и не очень дорого, призовой фонд бы это не сильно сократило (если заранее «откусить» от него 90-100 тысяч на проведение семинара, этого хватит за глаза, а победители даже не и заметят небольшой потери), а пользы бы принесло много больше, чем награждение какого-нибудь одного гениального тинейджера, если такой отыщется.

Ксения Молдавская