Что сейчас происходит?

Мар 30, 2017 Переплет

Писать ярко и коротко, читать современные книги – по-моему, две наиболее востребованные компетенции современного креативного молодого поколения. Жаль вот только не этому учат нынче в школе: взрослые скучают по длинным сочинениям и жаждут обсуждать с молодыми классику. Но иногда все меняется, и в 11 классе тебе прилетает задание – выбрать из списка любую книгу, прочитать и написать рецензию не более 1000 знаков.

Лицеистам ВШЭ надо было выбрать из вот такого списка:

М.Рольникайте «Привыкни к свету» (выбрали 2 человека)

В.Ледерман  «Первокурсница» (выбрали 4 человека)

А. Красильщик «Три четверти» (выбрали 5 человек)

Э.Берр «Дневник. 1942 — 44»  (выбрали 2 человека)

Д.Вардербург «Правило 69 для толстой чайки» (выбрал читать 1 человек).

А потом на уроке после обсуждения (что повлияло на выбор, что привлекло внимание при чтении и т.п.) написать очень короткую рецензию, которая кому-то конкретному адресована. И вот что у лицеисток получилось (публикуются только работы тех, кто сам принял решение о подготовке к публикации)

Ольга Шереметьева

На первом курсе хочется многое попробовать, но при этом надо не вылететь из института… Признаться в любви своему «предмету обожания» (у которого, между прочим, есть девушка)? Сделано. Внезапно постричь волосы и покраситься (ради него, конечно)? Готово. Взять домой котенка, когда мама категорически против? Есть. Попасть в загородный дом с двумя незнакомыми мужчинами после клуба? Тоже было, но не волнуйтесь, все закончилось благополучно.

Pervokurnitca_cover.inddГероиня повести Виктории Ледерман «Первокурсница» попадает в такие неловкие ситуации, выход из которых оказывается неожиданным для нее самой. Проблем у нее много, но важно то, как она их решает и кто ей помогает в этом. Интересно наблюдать, как дружба перерастает в любовь, ненависть в доброту, неожиданное становится реальным.

Анна Алферова

О головокружительной любви и глубоком разочаровании, о Больших проблемах и необыкновенных приключениях – а о чём ещё бывают книги? Это круговорот, который позволяет читателю отвлечься от своей собственной жизни и погрузится в яркий сюжет.

Повесть Виктории Ледерман о том же, вернее сказать, о том же невероятном ровно до того момента, как читатель не осознает, что это книга и о нём тоже…

С первокурсницей Александрой Барс мы переживаем и первую влюблённость, и непонимание родных, и первую сессию, а ещё мы целую книгу переживаем за её котёнка, который так и норовит попасть в какую-то передрягу, впрочем, справедливости ради, надо сказать, что и его хозяйка ему в этом не уступает.  В этой книге и взрослый и молодой читатель найдёт для себя что-то, что затронет каждого и зеркалом отразит насущные проблемы, а самое главное покажет их в ином для нас свете, с той стороны, с которой мы о них даже не думали.

Книга написана она об обычных людях, о нас самих, а после её прочтения станет как-то тепло и радостно где-то глубоко внутри, или это и из нашего глаза, как и у героини, «вылетел наконец осколок кривого зеркала?»

Ольга Магунова

Элен Бёрр «Дневник. 1942 – 1944»

helene-berr3Это книга о тонкой красоте Парижа, о единственном месте в мире, где можно обойтись без счастья. Элен живёт Парижем, дышит им и чувствует вместе с ним всю боль, которую приносит людям война. Как писал Булат Окуджава:

Париж для того, чтоб ходить по нему,

глазеть на него, изумляться,

грозящему бездной концу своему

не верить, и жить не бояться…

И мы вместе с Элен гуляем по этому вечному городу, наслаждаясь его красотой и стараясь не замечать того, что творится вокруг. Мы так же сильно как эта смелая молодая девушка влюбляемся в Париж и хотим жить так же сильно, как хочет она. Элен заставляет нас верить в добрую, чистую парижскую «синеву», которая согревает душу даже в самые трудные времена. Эта «синева» тонкой нитью проходит через всю историю Элен и остаётся в памяти навсегда, как остаётся и Париж, и сама девушка, и её дневник, заставляющий задуматься о том, что некоторые вещи никогда не должны быть забыты. Её записи помогают поверить в добро, в то, что любовь и красота смогут преодолеть все трудности…

Ирина Мокрий

Дневник Элен Берр, 1942-1944.

Страна чудес, должно быть, – чудное местечко. Особенно чудное – для своих обитателей. Особенно чудное – до прихода войск Красной Королевы. Особенно важное и достойное, чтобы за него боролись, – когда войска уже вторглись. Алиса, юная Алиса встанет на защиту своей страны чудес, даже если Алису зовут Элен, королевская аббревиатура КК превратилась в некоролевское SS, а сама страна чудес простирается от улицы Суффло до бульвара Сен-Жермен. Она сделает это, молча и с поднятой головой, потому что иначе – непростительное себе предательство. Это дневник молодой парижанки, отчаянно желающий жить и готовой распрощаться с заветным желанием ради права быть нечужой для родного Парижа, – написанное в стол пособие о достойной борьбе достойного человека.

Как сказала бы влюблённая в английский язык Элен, эта книга – не need, а must read. И это must адресовано каждому, у кого есть need найти в себе силы, чтобы бороться – хотя бы за свет, что так ласков, и дышащую жизнью синеву…

Анна Бурякова

Анна Красильщик «Три четверти»

tri-chetvertiДевяностые годы – непростые времена, когда уверенность в завтрашнем дне ощущал не каждый. В такое время необходимо чувствовать поддержку и понимание, чтобы научиться самоконтролю и обрести себя. Повесть «Три четверти» рассказывает нам о двенадцатилетней девочке, чья жизнь претерпела немало изменений. Конечно, ввиду ее возраста, ситуация в стране, в политике ее интересовала куда меньше отношений с новым классом. Анна Красильщик очень искренне описала чувства и эмоции девочки, поэтому иногда форма высказываний кажется достаточно жестокой.

Отстраненность от семьи, первые симпатии и попытки быть не хуже других – все то, что так искренне и без каких-либо тайн и преувеличений рассказывает нам главная героиня. Все эти обстоятельства, которые свалились ей на голову, раскрывают характер девочки. Она не всегда поступает обдуманно, не всегда понимает, почему люди ведут себя так, а не иначе. Проблемы подросткового возраста некоторым покажутся до боли знакомыми, другие же сопоставят это с собственным детством и увидят разницу.

Юлия Розенцвит

А. Красильщик. Три четверти

Легко объяснить ребенку, что такое секс. На худой конец, можно подбросить ему книгу о половом воспитании, и, смахнув со лба пот, облегченно выдохнуть — родительский долг выполнен. Совсем другое дело — тема смерти. Затрагивать ее тяжело хотя бы потому, что говорят о смерти обычно тогда, когда она случается, а взрослых это порой травмирует куда сильнее, чем детей. Оттого, наверное, многие полагаются на то, что время само расставит точки над «i». Кильке 12 лет, ее детство пришлось на развал Советов, и она не понимает смерть, хотя не единожды с ней сталкивается и размышляет о ней чуть реже, чем о симпатичном однокласснике или о кассете модного исполнителя. Килька загадывает желание, чтобы умершая бабушка вернулась, а после известия о смерти дедушки интересуется, пойдут ли они теперь в кино. Взрослые, конечно, недоумевают, но копаться в причинах такого отношения не хотят.

Ученики лицея ВШЭ