Познавательные

Обзор: «Мы живем в 1917 году»

Сен 16, 2017 Переплет

157Энциклопедия для детей «Мы живем в 1917 году», которую написал Павел Рогозный — пожалуй, самая яркая новинка этого года от издательства «Пешком в историю».

Наверное, это первая попытка рассказать подросткам максимально полно и в тоже время просто о таким сложном периоде в истории нашей страны, как 17 год — год Октябрьского переворота (или революции?).

На книге маркировка 12+, то есть предполагается, что с шестого класса можно ее читать. На мой взгляд, эту энциклопедию можно начинать и класса с третьего, не обращая внимания на извивы нашего законодательства.

Идеал любой энциклопедии — универсальность, описать явление во всей полноте, вот задача. И «Мы живем в 17 году» не исключение. Книга охватывает все значимые для нашего понимания стороны предпреволюционной России: Россия городская, дачная, и деревенская, образование, развлечение, мода, наука, медицина, военное дело.

Как так получилось, что огромная страна перевернулась и никак не уляжется — вот уже сто лет, Павел Рогозный и пытается показать. Подача материала адаптирована, по мере сил, для младшего подросткового возраста.

scrn_big_03

Школьный курс предлагает изучать в шестом-седьмом Средние века и Новое время, и книга пригодится как вводная в тему, на будущее. Хотя, если честно, я был бы рад такому учебнику и в десятом классе — потому что на семидесяти страницах здесь спрессована вся эпоха — со всем минимумом, который необходимо знать ученику на выходе — и еще немного больше. Уложить такой период на семидесяти страницах — непросто, но автору удается. Каждый разворот, по сути, профессионально сделанный конспект по какому-то важному событию. Пять дней февральской революции, восстание на Пресне, брусиловский прорыв.

scrn_big_04

Рогозный выделяет ключевые события, такие как Первая всеобщая перепись 1897 года, русско-японская война и первая мировая, не забывает о ключевых понятиях — классовая борьба, модерн, кулачество и беднота, продотряды и «мешочники», марксизм и земское движение, упоминает имена — Пирогов, Можайский, Керенский, Корнилов, Ульянов, Мартов.

Вот хотя бы разворот про политические партии — я вот наконец смог представить в лицах всех сразу — всех этих октябристов, эсеров, кадетов, черносотенцев, большевиков — потому что они собраны за одним столом и над каждым — программный лозунг его партии. Очень наглядно.

scrn_big_07

Книгу «Мы живем в 17 году» нельзя не сопоставить с другой яркой новинкой прошлого года «Историей старой квартиры». Сходен общий подход — сочетание текста, иллюстраций, знаковых фотографий, каких-то чудных деталек, передающих дух эпохи. (Что не удивляет, поскольку автор «Истории…» Александра Литвина работает в «Пешком в историю». Одна рука узнается).

Конечно, «История» — это книга-век, она сосредоточена на мелочах частной жизни и через призму этой жизни рассказывающая об истории страны. А «Мы живем в 1917 году» — рассказ не о семнадцатом, а в целом о предреволюционном десятилетии (впрочем, чтобы объяснить некоторые детали, автору приходится отступать и в прошлое до середины XIX века, и забегать вперед, до 1922 года).

scrn_big_05

Поскольку перед автором стояла задача энциклопедическая, то и масштаб в книге взят бОльший, чем в «Истории квартиры» — в фокусе внимания вся страна, именно поэтому я сравнил «Мы живем в 1917 году» с учебником — таким, каким его хотелось бы видеть. Действительно, живой, сочувственный и заинтересованный тон повествования, минимум профессионального занудства, хороший изобразительный ряд — хоть сейчас неси в министерство на грифование. Хотя не оценят.

Автор старается соблюсти объективность и избегает эмоциональных оценок, как если дело шло о давно прошедшем, о предмете изучения профессиональных историков и в целом, ему это удается. Однако в конце он сам же упоминает о событиях недавнего времени — скандалах вокруг памятной доски Колчаку или же войнах с памятниками Ленину ( а мы можем вспомнить и еще более близкие по времени события по поводу одного фильма о последнем русском императоре и его личной жизни) — так что выходит, что книга «Мы живем в 1917 году» очень актуальна и в 2017.

Алексей Олейников