Ольга Корф. «Синяя птица»
Хочу предварить эти свои воспоминания небольшим предисловием, или введением, если хотите. Недавно моя старая, хотя на самом деле, более молодая подруга Ольга Мяэотс высказала мысль, которая не дает мне покоя. Она велела мне не погружаться в прошлое, а думать о будущем, в том смысле, что нечего без конца оглядываться назад. Однажды, совсем по другому поводу и в другом контексте она уже это говорила и, как показало время, была права. Но не сей раз меня это задело, хотя я прекрасно понимаю, что она имела в виду не то, что могло бы меня задеть. Я-то как раз считаю, что обязательно надо время от времени вглядываться в прошлое, не давать своей памяти зарастать «травой забвения». Ведь тем, что мы есть, мы обязаны в том числе и прошлому, тем людям, с которыми мы там встречались и которые продолжают оставаться с нами. И тогда, опираясь на опыт и чувствуя поддержку этих людей, многих из которых уже нет на свете, в будущее можно смотреть более оптимистично и уверенно. Такая вот диалектика. Как в одноименном стихотворении Берестова.
Диалектика
Кто поезда на полустанке ждет,
Глядит назад, мечтой летя вперед.
Да, все до одного туда глядят,
Хоть никому не хочется назад.
«Кусочек» 1. «Синяя птица»
Передо мной – листок, на котором большими буквами на принтере напечатано то, что было приготовлено, наверное, в незапамятные времена для какой-нибудь книжной выставки, где у нас на двоих с Лёвой Яковлевым была объединенная экспозиция. Воспроизвожу текст:
1998 – МИХАИЛ ЕСЕНОВСКИЙ
1999 – АНДРЕЙ УСАЧЁВ
2000 – БОРИС МИНАЕВ
2001 – АРТУР ГИВАРГИЗОВ
Это – имена лауреатов конкурса Дома детской книги, которые по итогам заседаний Клуба детских писателей получили дипломы «Синяя птица». Мы выбирали лучших, на наш взгляд, из читавших тогда не изданное, готовое к печати, но не готовое сложиться в книгу в головах издателей. Мы – это сотрудники Дома детской книги, которые хотели таким образом поддержать любимых авторов и как знак будущего признания вручить им нарисованный Татьяной Рик рукотворный, то есть уникальный этот листочек. Об этом первом своем дипломе победителя Гиваргизов, например, не раз говорил, что он стал для него счастливым билетом, который он с благодарностью хранит до сих пор. Как видите, мы тогда не ошиблись, и последующий успех каждого из этих любимых наших писателей предсказали точно.
Я это к чему. Сейчас проводится довольно много разнообразных конкурсов. Мы читаем произведения, которые авторы готовят – порой очень торопливо, стараясь успеть к сроку, — обсуждаем их, спорим, радуемся вместе с победителями и лауреатами, и, конечно, не задумываемся о том, как и насколько долго они будут жить в литературе, кто из этих авторов станет знаменитым и, возможно, прославится на весь мир. Вот я и предлагаю сыграть в такую игру: посмотреть, кто из нынешних победителей через 20 лет станет таким же известным, как вышеперечисленные ныне уже мэтры, составляющие цвет и гордость современной детской (и не только детской) литературы. Вспомните тогда этот списочек и составьте свой, наверняка гораздо более длинный, но столь же безошибочный, и сравните его со списками нынешних лауреатов, чтобы просто так, ради интереса, себя и членов экспертного жюри проверить…
Можно сказать, я поручаю это тем, кто в будущем останется верным такому неблагодарному занятию, как критика детской литературы, поскольку сама, в силу естественных причин, уже не смогу это сделать.
Ольга Корф