Интервью с Ниной Дашевской
Лаборатория ДЕТЛИТ» продолжает рубрику #ДЕТЛИТ_беседует, и сегодня мы публикуем интервью с одной из самых популярных и любимых писательниц среди подростков – Ниной Дашевской.
Нина Дашевская – автор книг «Я не тормоз», «Вилли», «Тео – театральный капитан», «День числа Пи», «Тимофей: блокнот. Ирка: скетчбук», сборников рассказов «Около музыки» и «Второй». Рассказы писательницы входят в сборники рассказов издательства «Волчок». Сейчас в издательстве «Самокат» выходит новогодняя сказка Н. Дашевской «Зимний мастер», а повесть «Поиск звука / Творогов» готовится к печати и вошла в короткий список премии «Книгуру» в этом году.
Мы поговорили с Ниной Дашевской о том, почему автору нужно быть честным, что не так со школьной программой и какую книгу стоит прочитать каждому взрослому.
ЛД: Какое из ваших произведений вы бы включили в школьную программу?
Нина Дашевская: Никакое. Я против школьной программы вообще, я за вариативность и свободный выбор для учителей и для подростков. Это сложный и вечно проблемный вопрос, как учить детей литературе. Правильного ответа нет. Многие уважаемые мною учителя предлагают вообще в обязательном порядке не учить литературе. Только по выбору.
Мне нравится то, что я сейчас делаю в школе «Ковчег» и в некоторых онлайн проектах: ничему не учу, а рассказываю о книгах. «Не продаю, просто показываю». Но мое преимущество – я рассказываю о тех книгах, которые люблю. Я бы не смогла преподавать по программе или смогла бы, но плохо. А так, мы читаем, говорим, и подростки очень включаются. Так что никакой школьной программы, пожалуйста.
Но если учителю нравится мой текст, и он приносит его в школу и разбирает с детьми, я всегда радуюсь.
ЛД: Герои ваших произведений очень разные, но всех их, как мне кажется, объединяет умение замечать и отмечать детали окружающей жизни. Кто из героев вам ближе? И кого больше всего любят читатели?
Нина Дашевская: Вот мне кажется, что они во многом слишком одинаковые. Если вам кажутся разными – то ура.
Ближе для меня каждый из них в тот момент, когда я о нем пишу. Какое-то время это был Кешка, герой моей первой книги. Но с течением жизни что-то другое становится важным.
Наверное, первый для меня «прорыв» к тому, что я делаю, был Игнат из книги «Я не тормоз». Но и Лёва из «Дня числа Пи», и Кирилл, и Тимофей, и Ирка, и нынешний Иван Творогов (скоро выйдет книжка!) – они все во многом похожи на меня, конечно. Но все же каждый из них не я, они сами по себе. И в рассказах то же самое, но с героями рассказов я все же провожу меньше времени, чем с героями повестей.
Если мы будем говорить о читателях, то лучше покупаются книги для младших школьников: «Тео – театральный капитан», «Вилли». Я к ним очень тепло отношусь, мне за них не стыдно. Но все же самое важное для меня – это повести и рассказы для подростков. И их тоже очень хорошо читают, как мне кажется. Посмотрим, как примут Ивана Творогова. Он несколько провокационный, у меня пока совсем мало отзывов на него (книга выйдет осенью, а текст «Творогов / Поиск звука» выложен на сайте «Книгуру»).
ЛД: Что, на ваш взгляд, самое важное в книге для подростков?
Нина Дашевская: Не буду оригинальной. Не врать. Конечно, каждый автор, пишущий для подростков, всегда думает, что он не врет, что он честен. Но тут «не врать» – это усилие, это значит найти именно такие слова, чтобы они были точными. Какие попало слова для книги не подходят, даже если вы их честно туда ставите. Если я вижу, что герой лентяй и мечтатель, а потом он резко все понял и взялся за ум, я часто в это не верю. Хотя некоторым авторам удаётся оправдать свое героя, тогда тут «взялся за ум» — не назидательная цель книги. А просто он действительно взялся за ум, и это правда!
Книгу пишет взрослый человек, и очень часто подростки утверждают: «Мы так не говорим, мы не такие». Кстати, когда дети пишут о взрослых, часто возникает та же трудность, взрослые у них редко удаются честно. Просто потому, что они ими ещё не были. А взрослые детьми были. Но они были подростками в другое время, оно меняется, меняется именно в звуке, в интонации. Дело не только в том, что у нас есть интернет и телефоны, TikTok и «поп-иты», хотя и это тоже. Если герой в книге живет в наше время и неделями мучается вопросом, ответ на который находится в гугле в один клик, я перестаю верить в этот текст.
Но главное — это интонация. И часто внутренняя история героя важнее того, что снаружи. При этом можно написать длинный и подробный текст о внутренних метаниях героя, но он будет неимоверно скучным. Все же снаружи тоже хорошо, чтобы какое-то движение наблюдалось.
Как пример, я назову героев книг Дарьи Варденбург. Ее Якоб с Тохой и особенно Марта (герои книг «Правило 69 для толстой чайки» и «Марта с черепами» — прим. Е. Ц.) – точно люди из этого времени, они думают и поступают, как вряд ли могли бы мои ровесники в детстве.
Ещё одна проблема: многовато очень плохих взрослых в книгах. Я вижу, например, маму, которая катается с сыном на роликах, обсуждает комиксы, лезет через забор и выглядит такой странной, что все окружающие серые скучные взрослые показывают на неё пальцем. Однако в жизни у знакомых мне детей очень часто именно такие родители. Ролики, комиксы, татуировки, детские книги. Перелезть через забор – легко. В общем, мне бы хотелось, скажем так, образ «книжного взрослого» несколько «подкрутить» в лучшую сторону.
ЛД: Какую детскую книгу должен прочитать каждый взрослый?
Нина Дашевская: Никто не должен ничего читать, нет такой книги. Думаю, хорошо бы взрослому прочесть книгу, которая нравится его ребёнку. Но при этом полностью перекладывать выбор книг на детей тоже нельзя. Хорошо, если это будет общее дело. Сегодня мою книгу читаем, завтра твою.
А вот книгу Даниэля Пеннака «Как роман» стоило бы прочесть всем взрослым, особенно тем, кто занимается чтением с детьми.
С Ниной Дашевской беседовала Елена Цветкова
Оригинал статьи читайте в телеграмм-канале «Лаборатория Детлит»