«Музыкальные инструменты мира для детей», КомпасГид
В детстве одной из любимых книг у меня была — о музыкальных инструментах. Возможно, дело тут не просто в любви к музыке: инструменты образуют особый мир, похожий на фантастический: они, несомненно, живые существа, каждый со своими особенностями и характером, вроде гномов и эльфов.
Это действительно интересно не только музыкантам — я работаю в детском театре, и в антракте возле оркестровой ямы всегда есть дети, которых иногда родители мороженым не могут оттащить от контрабасов, арфы и особенно ударных. Куда делась моя старая книжка и как она называлась — не помню. А сейчас КомпасГид выпустил книгу «Музыкальные инструменты мира«, и это не просто энциклопедия музыкальных инструментов.
Первая часть книги – классическая, рассказывает об инструментах симфонического оркестра. Текста не очень много: каждому инструменту отдано не больше страницы. Написаны вещи, на первый взгляд, известные — однако я вижу самую разную публику в театре, и там становится ясно, что даже просто названия музыкальных инструментов известны далеко не всем. Но самая любопытная часть — вторая, про инструменты мира. И она, думаю, будет интересна не только детям-музыкантам, но и юным физикам-экспериментаторам. Потому что, оказывается, инструменты можно сделать из чего угодно: звучать может деревянное, металлическое, пустое внутри…
В народных инструментах используются как очевидные бамбук и высушенные плоды тыквы, так и велосипедные спицы, спицы зонтика, молочные бидоны… И ты вдруг понимаешь — народный инструмент не обязательно древний. Музыка начинается не только с музыкальной школы, этюдов Черни и сольфеджио; в людях из самых разных точек нашей планеты заложена потребность извлекать звуки. Мелодия и ритм ценятся на всей нашей планете независимо от цвета кожи и условий жизни. И в мире есть инструменты сложные, их может сделать только специальный мастер; а есть и самодельные, из подручных материалов. Больше всего меня впечатлили две истории: из Тринидада и Тобаго — ритуальные барабаны были запрещены властями в 1930-м, но люди придумали остроумный выход из ситуации; и суровый рассказ из Сербии – о таинственном танце гламоч. Я бы добавила только одну фразу в конце книги: «Может, ты и сам придумаешь совершенно новый музыкальный инструмент?» … И вот тогда в доме юного читателя может начаться звуковое помешательство: на звук будут пробоваться ложки, булавки, гаечные ключи, простукиваться столы и шкафы… Берегите посуду!
Зато, возможно, создатель совершенно нового инструмента сможет сыграть на нём совершенно новую музыку, и на привычное пианино посмотрит тоже совершенно новыми глазами.
Нина Дашевская