Книги: выбор ответственного родителя

Приемным детям и родителям: что читать?

Сен 21, 2016 Переплет

Отношение к приёмному родительству, будь то усыновление, опека или собственно приёмная семья, в современном российском обществе медленно, но верно приближается к общечеловеческому. Принять ребёнка в семью больше не стыдно и не удивительно, на приёмных родителей, наконец, всё реже и реже смотрят либо как на героев, либо как на фееричных дураков. Коль скоро количество приёмных семей растёт, увеличивается и потребность в книгах, которые рассказывали бы детям, совсем недавно оказавшиеся дома, о них самих, помогали пережить и осмыслить личную историю, сравнив её с судьбами литературных персонажей. Родителям же необходим источник силы, ресурса и понимания того, что происходит с ними и ребёнком, особенно на самом сложном этапе становления новой семьи. Безусловно, книги не заменят грамотного психологического сопровождения, однако есть чувства и мысли настолько сокровенные, что обсудить их можно только с книгой.

В книгах из этого списка, тема приёмности не всегда центральная, но всегда заметна и даёт поводы как для семейных разговоров, так и личных переживаний и размышлений.

От 4 до 6 лет

1. Дина Сабитова «Сказки про Марту» ― бесценный текст, 1021925-_0который поможет приёмным родителям начать и продолжить разговор с ребёнком о том, кто он и откуда и почему совершенно не имеет значения, что его родила совсем другая женщина. Перед таким страшным и волнительным разговором у родителей возникает много вопросов: как говорить о биологических родителях, как научить ребёнка не пугаться и не стыдиться своего происхождения, как убедительно рассказать ребёнку, что он теперь родной, любимый и навсегда дома. Да, в Школах приёмных родителей (ШПР), конечно, об этом говорят. Однако мне сказки Дины Сабитовой помогли намного больше уроков психолога. Сын просил читать про Марту почти каждый день в течение двух лет. Он проживал историю приёмного котёнка как свою и после каждого чтения всегда просил ещё раз повторить слово в слово, как я нашла его в Доме ребёнка и почему заметила и полюбила именно его.

2. С. Лопес «Лучшая семья в мире» ― история Карлоты susanna_lopes_ulises_vensel__luchshaya_semya_v_mireуникальна тем, что её можно читать ребёнку на этапе знакомства с приёмными родителями, когда ему только предстоит путь домой. Она о девочке, которая знает, что завтра впервые увидит свою семью. Карлота не спит всю ночь и мечтает, кем окажутся её новые родители. Вот бы космонавтами! Или пиратами! Или циркачами! Или кондитерами! Но нет, они обычные люди, непримечательных профессий, однако оказалось, что это совершенно неважно, потому что они полюбили свою дочку. А ещё у Карлоты теперь есть брат и бабушка, у которой живут два кота, и их можно дрессировать, как в цирке. С папой не пиратом так весело закапывать и потом находить клады на пустыре за домом! Мама не кондитер каждый день покупает в кондитерской вкуснейшие пончики, а брат превратил комнату Карлоты в космические просторы, и с потолка каждый вечер светят звёзды… Карлота точно знает, ― у неё лучшая семья в мире.

3. М. Москвина «Что случилось с крокодилом» (сказку можно marina_moskvina__chto_sluchilos_s_krokodilomнайти в сборнике «Увеличительное стекло»). Эту трогательную притчу помнят, наверное, многие родители. Крокодил ждал на свет крокодилёнка, но внезапно у него вылупился птенец. Тощий, не слишком симпатичный, но… он назвал его папой… Общество настроено однозначно ― непохожего ребенка надо съесть, но крокодил идёт против системы, растит, любит и оберегает птенца, не находит себе места, когда тот учится летать. Возмужавший птенец возвращает любовь сторицей. Сын мастерит отцу крылья, и они на зависть остальным крокодилам покидают неласковую родину.

4. Ф. Ингульстад «Кривуля» ― история о том, как ниссе frid_ingulstad__krivulyaусыновили маленького троллёнка. Традиционно тролли ассоциируются с не самыми приятными существами, верно? И даже имя главного героя ― Кривуля ― какое-то несимпатичное, жалкое. Однако автор транслирует нам простую, но почему-то не самоочевидную для многих мысль ― любой ребёнок достоин любви, уважения и семьи. Сказка про Кривулю показана детям с «убитой» самооценкой, а особенно родителям, склонным сравнивать своего ребёнка с «Машей, которая начала говорить в год» или «Петей, который в три года уже читает по слогам», или «Димой, который успевает и английским заниматься, и на скрипке играть, и в школе отличник» (как вы понимаете, возможны варианты).

5. М. Липскеров «Как волк теленочку мамой был» ― мультфильм m-_lipskerov__kak_volk_telenochku_vsetaki_mamoj_bylпро волка и телёнка, думаю, знаком вам так же хорошо, как история крокодила и птенца. «Папаняяя!» и «Ну вот, а то всё мама, мама!» Есть смысл поискать и книгу по мультфильму. Особенно колоритен и типичен кабан-«доброжелатель», открывший телёночку, что волк ― не родной папа. Знакомо про доброжелателей? В ШПР подробно рассказывают о таких ситуациях и аргументировано объясняют, почему жизненно необходимо говорить детям правду об их прошлом до наступления возрастных кризисов (семи лет и подросткового). И дело не только в недоброжелателях. Это вопрос доверия в семье. Ложь и недосказанность ― не лучшая основа для отношений, основанных на любви.

От 6 до 10 лет.

6. Р. Даль «Большой и Добрый Великан» ― на первый взгляд, bdvнетипичная история усыновления, но проблемы показаны вполне типичные: страх ребёнка перед новой семьёй и перед неизвестностью, подсознательное желание вернуться в детский дом, в привычную обстановку. Конечно, БДВ не совсем родитель, хотя почему нет? Он забирает девочку из приюта, искренне любит её и заботится на свой лад. Сказка про Софи великана дарит читателям-детям невероятно ценные знания: не всегда новые родители кажутся идеальными, да они и не должны быть идеальными (ребёнок, кстати, тоже не должен); со временем жизнь налаживается и страхи уходят, если совершать встречные шаги, искренне интересоваться жизнью своей новой семьи, участвовать в ней.

7. Р. Даль «Матильда» ― Матильда живёт в той семье, где %d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%b4%d0%b0_sродилась, но она чужая в доме родителей, поскольку активно не разделяет семейные ценности (телевизор и ещё раз телевизор, жульничество и пренебрежительное безразличие к миру), увлечена книгами и наделена всевозможными способностями (даже волшебными), сильной волей и здоровым чувством юмора. Родители ненавидят Матильду совершенно беззастенчиво и искренне. После череды злоключений в школе, которой правит жуткая директрисса Тарамбахиха, Матильда принимает решение, ― её удочерит милая и нежная учительница, она же племянница злобной директрисы! Девочка уверена, что родители будут только рады, а уж учительница тем более. Родителей не выбирают? Ничего подобного, говорит Роальд Даль. Ни один ребёнок не обязан терпеть унижения в семье и школе, он может получить помощь, противостоять насилию и обрести новую семью.

8. Р. Даль «Джеймс и чудо-персик» ― иногда бывает и так: живёт 233216на свете счастливый и любимый ребёнок, а потом любящие родители вдруг погибают, а ребёнок остаётся ладно бы просто один-одинёшенек, так ещё и оказывается в семье родственников, которые его в прямом смысле сживают со свету. Возможен такой сценарий? Увы, да. И самое обидное, что у ребёнка в такой «семье» скорее всего не окажется под рукой спасительной книги, которая даёт силы надеяться.

Конечно, перед нами всего лишь сказка. Избавление Джеймса от тёток ― чудо, случайность, а гигантских персиков и говорящих насекомых не бывает, но такие сказки лечат, поскольку напоминают детям о том, что они не одиноки, пока не перестанут доверять миру, который состоит не только из «тёток Джеймса». Пока есть взрослые, осмеливающиеся говорить с детьми как с равными, не заигрывая, не опускаясь до ханжества, прикрытого якобы высокой моралью, дети могут надеяться, что «тётки Джеймса» когда-нибудь переведутся вовсе.

9. Т. Янссон «Дитя-невидимка» ― пожалуй, самая сильная tuve_yansson__dityanevidimkaистория о том, как ломает ребёнка казённое учреждение, лишая его «я», высасывая из него радость и понимание собственной значимости. Янссон буквально даёт рецепт для приёмных родителей, как строить отношения с ребёнком в период адаптации, не обрушивая на него шквал новых правил, уважая его боль и право отличаться от остальных членов семьи.

11. М. Энде «Джим Пуговка и машинист Лукас», «Джим Пуговка и Чертова Дюжина» ― у Джима Пуговки целый остров jim_pugovka_1_coverприёмных родителей, совершенно невероятное прошлое и ещё более невероятное будущее. Книга переполнена волшебством и событиями. Драконы, китайская принцесса, пираты, волшебный паровоз ― список чудес и приключений можно продолжать почти до бесконечности. Джиму, как любому приёмному ребёнку, важно знать правду своего происхождения и он, конечно, всё выяснит благодаря чуткости тех, кто его любит.

12. Л. Сепульведа «Мама-кот» ― упитанный и ухоженный sepulveda_l-__mamakotгамбургский кот Сорбас становится мамой для птенца чайки. Сорбасу помогают портовые коты, которые, как благородны мушкетёры, живут по принципу «Один за всех и все за одного!» Кстати, хорошее напоминание приёмным родителям ― не стоит нести тяжесть адаптации в одиночку, самое время попросить друзей о помощи. Ведь иногда нам не помогают просто напросто потому, что мы стыдимся просить поддержки даже у самых близких людей. Сепульведа не обходит стороной и такой тонкий момент, как сомнения приёмного ребёнка в искренности и любви мамы и папы. Человеку, лишённому нежности кровных родителей порой с самого рождения, действительно почти невозможно осознать, что его могут по-настоящему, не на словах, полюбить совершенно чужие люди. Именно поэтому историю Сорбаса и маленькой Фортунаты обязательно читать ребёнку вслух. Тогда слова кота, обращённые к маленькой дочери чайке, станут вашими словами, обращёнными к вашему ребёнку, и достигнут самого замерзшего уголка его сердца, и, наверное, вы вместе поплачете и обнимитесь, и немного помолчите, и станете читать дальше.

От 8 лет.

13. Ф. Нильсон «Меня удочерила Горилла» ― абсолютное 41236841618попадание в целевую аудиторию. Девочку, которую никто не хотел удочерять, забрала из приюта горилла. В истории гориллы и Йонны есть всё: и «прелести»» адаптации; и страх девочки перед необычной приёмной мамой; и желание убежать, вернуться в приют, где плохо, но предсказуемо; и не менее удачная, чем у Янссон, подсказка для родителей, как остаться собой в непростой период. Последний пункт, пожалуй, самый важный в зарождающихся отношениях. Не фальшивить, не подстраиваться, не приспосабливаться, а просто жить, только теперь ― вместе. Доверие рождается постепенно, любовь ― тем более. Хорошо, что автор не упустил ещё одну существенную деталь, о которой иногда забывают, когда пишут и говорят об адаптации ― ребёнок по тем или иным причинам может стыдиться своих новых родителей, пожив в семье некоторое время и узнав их ближе, чем при мимолётном знакомстве в Детском доме. Быстрому сближению Йонны и гориллы помогают трудности и опасные приключения, пережитые совместно. Конечно, ни один здравомыслящий человек не станет нарочно придумывать трудности, чтобы закалить отношения, но идея с совместными приключениями, по-моему, заслуживает внимания. Что если этап адаптации ― это действительно хороший повод не подгонять под изменившиеся обстоятельства уже устоявшийся быт семьи, а переписать сценарий так, чтобы вместе с ребёнком начать что-то новое, включив его в значимый для всех процесс (если речь не идёт о младенце, конечно)? Например, Сашу я усыновила как раз младенцем, ни о какой адаптации собственно говорить не приходилось, равно как и о привязанности, увы. У меня она появилась, а у ребёнка где-то задержалась. С одной стороны я днём и ночью удовлетворяла его огромный тактильный голод, постоянное стремление к контактам, с другой, ― из последних сил сдерживала попытки вырваться, убежать. Я действительно боялась однажды не догнать маленького Сашу на улице. Адаптация на уровне сознания началась тогда, когда сын немного подрос и узнал свою историю. Тогда я чуть было не отчаялась, несмотря на «Сказки про Марту», любовь и нежность. Психологи говорили мне о нарушении привязанности со стороны сына, а его сердце рвалось на части. Именно тогда я пошла на риск ― стала директором детского книжного магазина, т.е. полностью переписала сценарий, вырвалась из замкнутого круга, и Сашу активно включила в рабочий процесс. Когда сын стал ходить со мной на работу, он, наверное, впервые понял, что на самом деле означает слово «вместе». Изменения стали заметны довольно быстро. Сын впустил меня в свою жизнь. Кстати, когда мы с Сашей читали историю Гориллы и Йонны, он заметил, что окончательное счастье герои обрели с тех пор, как девочка разделила главное увлечение мамы ― книги. И они вместе открыли свою книжную лавочку.

14. К. Функе «Повелитель драконов» ― тема приёмного ребёнка korneliya_funke__povelitel_drakonovне центральная, но заметная. Мир Драконов рискует быть обнаруженным людьми. Отважный дракон Лунг и его подруга кобольд Серношёрстка должны найти в Гималаях потайную долину Подол неба, населённую другими драконами. Путь к Подолу неба окутан тайной. Никто даже не уверен в существовании долины. Велика вероятность, что это просто красивая легенда. В пути Лунг и Серношёрстка встречают мальчика Бена, который вроде дяди Фёдора из Простоквашино сам по себе мальчик (кстати, мы так и не узнаем, почему он одинок, но это не суть важно). Бен, он же повелитель драконов (о чём пока сам он не догадывается), отправляется с ними и помогает отыскать Подола неба. Приключения следуют за приключениями, опасности подстерегают нешуточные. Особенно страшен пожирающий драконов Крапивник, который, вроде бы, тоже дракон, но какой-то странный, и его шпионы. Бен и компания по воле случая знакомятся с профессором, исследующим сказочных существ. У него есть милая жена и славная дочка ― ровесница Бена. В итоге они и станут для мальчика идеальной семьёй. Одна из важных тем, которую можно обсудить по следам истории Бена, ― добровольное согласие взрослого ребёнка на усыновление. Бен понимает, что он меняет свою судьбу, программирует собственное будущее. Принимая решение стать сыном и братом, он принимает на себя ответственность.

15. Б. Питцорно «Удивительное путешествие Полисены Пороселло» история Полисены сказочная, но тем не менее %d1%83%d0%b4%d0%b8%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%b5%d1%88%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b5-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%8b-%d0%bfдостаточно реалистичная история о том, как может повести себя подросток, если в семье спрятан скелет в шкафу. Не мама и папа, а, увы, довольно вредная дочка аптекаря сообщила Полисене, что та ― подкидыш, а вовсе не родная дочь своих родителей. И случилось это именно тогда, когда немного избалованная, но любящая свою семью Полисена достигла трудного возраста (11 лет). Девочка не задумываясь, в порыве отчаяния и обиды, ушла из дома, разыскивать свою родную семью. Она не подумала в этот момент о приёмных (и приёмных ли?) родителях и сёстрах, о боли, которую им причинит. Однако понять поступок Полисены довольно просто. Девочка почувствовала себя обманутой, гнев отключил разум и сердце. У 11-летнего человека жизненного опыта кот наплакал, а вот фантазии и юношеского максимализма хоть отбавляй. Конечно, Полисена встретила в пути верную подругу, без которой наверняка погибла бы и не научилась по-настоящему любить, прощать и понимать людей. В поисках себя, она изменила судьбы многих людей. Нашла ли Полисена родителей? Да, нашла. И это, пожалуй, основная интрига книги, которую не стоит раскрывать заранее.

16. Г. Мебс «Воскресный ребенок» ― восьмилетняя девочка живёт в приюте и мечтает о воскресной маме, которая однажды появляется в её жизни. Но вместо лёгкости бытия вырисовывается проблема ― несоответствие реальности ожиданиям девочки. Вместо идеальной мамы, владелицы шикарного особняка приходит просто Улла. Думаю, в той или иной степени с феноменом завышенных ожиданий знаком почти каждый родитель. Ситуация, описанная Мебс, выглядит намного интереснее, поскольку с обманутыми ожиданиями сталкивается не взрослый, а одинокий ребёнок, у которого, собственно, кроме грёз и нет-то ничего светлого в жизни. Усыновители нынче как раз люди довольно подкованные и подготовленные ― сверхъестественного не ждут и знают, что будет трудно, какие уж тут завышенные ожидания. Скажу сразу, что героиня справится и научится быть дочкой, а её воскресная мама ― мамой, и у них получится настоящая семья, несмотря на…

17. Дина Сабитова «Цирк в шкатулке» ― тут я, пожалуй, просто %d1%86%d0%b8%d1%80%d0%ba-%d0%b2-%d1%88%d0%ba%d0%b0%d1%82%d1%83%d0%bb%d0%ba%d0%b5_sприведу издательскую аннотацию, поскольку она хорошо передаёт не только содержание, но и настроение повести: «Маленький Марик всегда мечтал о цирке. Правда, он не знал, что нужно сделать, чтобы его туда взяли. Хотя он мог бы, например, подметать манеж, поить лошадей, выколачивать попоны, заваривать чай и кофе ― да много чего еще… Однажды утром он покинул приют и, пробравшись на пустырь, где остановился проезжавший через городок цирк, спрятался в цирковой тележке… Цирк в шкатулке ― это современная сказка о детстве, дружбе, волшебстве и о том, как мечты становятся реальностью. А еще о том, что дети в этом мире не одиноки и всегда могут найти поддержку. Иной раз ― с самой неожиданной стороны!»

От 10 лет.

18. М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» ― история angely_coverприёмного ребёнка в повести не основная, но существенная. В этом тексте вообще нет второстепенных линий. Скелет истории ― школьная и личная жизнь Алины, её мамы и размышления учительницы «от бога» Марсём, которая сверяет свои педагогические принципы по Корчаку, как по компасу, и знает зачем она пришла в школу. Однажды в классе появляется новый ученик. Таких как он мгновенно записывают в хулиганы, оскорблённые родители одноклассников бьют тревогу и просят оградить их детей от… Но Марсём держит оборону, хотя мальчик действительно ведёт себя, скажем так, нехорошо. Оказывается, мальчик приёмный. Родители его прекрасные талантливые люди, а дома их приёмный сын, кстати, сущий ангел. Помогает во всём, родителей любит и вообще хороший он на самом деле. Психика только искалечена, как у всех детей, которые много страдали. Тут много тем для размышлений, много маячков для тех, кто в теме, много поводов подумать об отношении школы к детям с нетривиальным поведением. Директору, учителю всегда проще не решить, а убрать проблему, не быть как Марсём, не нести ответственность. Но что в этом случае транслирует учитель своим поведением ребёнку, у которого и без того подорвано доверие к миру взрослых? Отвечать, думаю, нет смысла, потому что итак понятно.

А ведь что особенного сделала Марсём? Она просто вела себя по-человечески. Не героически, не отважно, а как нормальный человек. Она, во-первых, сама потрудилась узнать своего непростого ученика и его семью, а во-вторых, она смогла показать его настоящего, без маски остальным детям, а через них ― их родителям. Всё. Это просто, как дышать.

19. Дж. Робинсон «Когда здесь была Марни». Анна ― подросток, dzhoan_robinson__kogda_zdes_byla_marni-1склонный к уединению, ей трудно с людьми, невыносимо в школе. Девочка живёт в приёмной семье, где её любят, но она всё-таки чувствует себя одинокой, хотя тоже любит родителей. В то же время, Анна постоянно сомневается в своих чувствах и чувствах приёмной мамы, она и мамой-то её назвать никак не может, хотя в семье живёт с трёхлетнего возраста. При этом мама («тетушка», как зовёт её девочка) на самом деле наблюдательная, заботливая (возможно, чуть-чуть излишне, но только лишь из-за любви), принимающая. Она старается учесть и предугадать потребности Анны, в том числе потребность в уединении, обособлении. Когда девочке становится совсем невмоготу в школе, её, не дожидаясь начала летних каникул, отправляют в деревню. Отдохнуть и привести в порядок внутренний хаос. Там Анна обретает то, в чём, как ей кажется, она нуждается более всего на свете ― простор и волю, а вместе с тем и первую подругу Марни. Вот только подруга-то, кажется, воображаемая. Или всё же нет? Есть в этой дружбе тайна. Раскрывая загадку старого дома и его странной обитательницы Марни, внезапно появившейся и столь же внезапно исчезнувшей, Анна на самом деле постепенно меняется, взрослеет и учится понимать саму себя. В погоне за призрачной дружбой Анна находит реальных друзей ― многодетную семью, которая поселяется в заброшенном доме, где раньше была Марни, и наполняет его жизнью, светом и радостью. Анна оттаивает рядом с ними, оживает. И как только она покидает внутреннюю крепость, пазл начинает складываться, ― загадка Марни оказывается ключом к прошлому самой Анны.

Повесть о Марни и Анне ещё раз напоминает нам о том, как важно для приёмного ребёнка иметь корни, знать свою историю. Правда о прошлом ― тот ресурс, который помогает принять себя, не зависеть от этого прошлого, идти дальше.

Очень тонко автор раскрывает и тему скелетов в шкафу. В приёмной семье Анна буквально осязает некоторую недосказанность, которая беспокоит девочку. Оказывается, «тётушка» от неё кое-что скрывает, ― приёмная семья получает материальное пособие на содержание Анны. Девочка узнала об этом случайно и усомнилась в искренности и чистоте чувств родителей, которые годами соблюдали неловкое молчание. Ситуация с пособием становится сюжетом в сюжете, отдельной и почти заглавной темой книги, хотя на первый взгляд она не столь заметна и не кажется ключевой. Но если подумать, то именно эта недоговоренность в отношениях и была медленным ядом, который не позволял Анне проявить, открыть любовь к приёмным родителям, преодолеть непонятную ей самой неловкость и неполноту чувств, признать «тётушку» мамой. Конечно, ситуация решается лучшим образом, все нужные слова звучат и любовь воцарится-таки в семье Анны. Однако многое могло быть иначе с самого начала, если секрета не существовало бы вовсе.

Также стоит обратить внимание на следущие книги.

20. Дина Сабитова «Где нет зимы»

dina_sabitova__gde_net_zimy.

21. Тамара Михеева «Легкие горы».

tamara_miheeva__legkie_gory

22. Дина Сабитова «Три твоих имени».

dina_sabitova__tri_tvoih_imeni

23. Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

dzh-_k-_rouling__garri_potter_i_filosofskij_kamen

24. Наталья Евдокимова «Аквариумные рыбки».

natalya_evdokimova__akvariumnye_rybki

Юлия Мацкова