Михаил Яснов: «Колесо обозрения» – отличное рабочее место для детского поэта
Наталья Волкова
– Михаил Давидович, вы уже давно популяризируете современную детскую поэзию. У вас выходили книги «Детская поэзия в саду и дома», где вы рассуждаете о явлении детской поэзии вообще и рассказываете про лучшие ее образцы. Недавно в издательстве «Детгиз» вышла ваша книга «Путешествие в Чудетство», которую можно назвать целой антологией современных детских поэтов. Были ли еще подобные издания?
– Насколько мне известно, издание подобных книг – дело раритетное. Помимо моих опытов могу сослаться разве что на опыт известного историка и критика Евгении Оскаровны Путиловой, моего учителя во всем, что связано с изучением истории и бытования детской поэзии. Ее поэтические антологии охватывают весь период существования в России поэзии для детей, начиная с первого стихотворения, обращенного к детям, – «лицевого», т.е. иллюстрированного Букваря Василия Бурцева (1634). Кроме того, мой давний друг и коллега Виктор Владимирович Лунин издал в свое время пятитомную антологию «Любимые стихи для моих детей и внуков», в которую поместил те стихи и тех поэтов, которых он знает и любит, и такая рекомендация дорогого стоит. Книжные прилавки в магазинах завалены изданиями с повторяющимся названием «Лучшие стихи для детей», но, как правило, это издательский отбор определенных текстов, далеко не всегда художественно и эстетически оправданный.
– Теперь издательство «Клевер» открыло новую серию стихов для детей, которая называется «Библиотека Михаила Яснова». Из названия следует, что авторов и стихи для сборников, которые войдут в эту серию, вы выбираете сами.
Да, мы договорились, что это будет мой личный отбор – правда, сразу же хочу подчеркнуть: отбор не только стихов, но и прозы, причем ударение мы ставим на слове «современный» — это та, я надеюсь, в лучших образцах современная литература для детей младшего возраста (наша аудитория – читатели 6-10 лет, самая нуждающаяся в художественном слове), о которой мы говорим, когда речь заходит об общем подъеме, об общем высоком уровне детской литературы.
– Как появилась идея начать такую серию? Вы сами предложили «Клеверу» эту идею, или они обратились к вам с просьбой подобрать тексты?
Идея принадлежит издательству, в частности, замечательному редактору Татьяне Викторовне Ниловой, с которой мы работаем рука об руку, и которая взяла на себя труд, помимо всего прочего, «технического» сопровождения рукописей – а это нелегкая работа с авторами и совсем нелегкая – с наследниками уже ушедших от нас авторов, если таковые оказываются в составительском поле зрения. Я необыкновенно признателен издательству за поддержку этой моей работы и очень рассчитываю на ее продолжение.
– Вы делаете огромное дело, знакомя читателей с современными авторами, ведь у многих до сих пор на слуху Чуковский и Маршак. Какими критериями для выбора авторов и стихов вы руководствуетесь?
Слава богу, что у нас есть такие Чуковский и Маршак (и, понятно, не только они), которые остаются «на слуху» уже многих поколений читателей. Русская детская литература – настоящий феномен европейской культуры, и то, что в последнее время, благодаря переизданиям, снова вводятся в обиход забытые или полузабытые книжки, свидетельствует только об одном – о серьезном интересе наших читателей, больших и маленьких, к детской литературе, книге вообще, вопреки расхожему мнению о сегодняшних «нечитающих» поколениях детей. А критерий отбора только один – качество написанного. Поэтому одна из главных идей этой серии – совместить под одной обложкой, по возможности, стихи и короткую прозу из лучших сегодняшних книг и рукописей тех авторов (независимо от возраста и популярности), которые понимают, для кого они пишут, и делают это на высоком профессиональном уровне, — по крайней мере, с точки зрения составителя.
– Сейчас вышли первые две книги серии: «Колесо обозрения» и «Скоро в школу!». Расскажите, пожалуйста, немного про них. Довольны ли вы результатом, оформлением, иллюстрациями?
– Сказать по совести, эти две книги — в готовом виде! – мне очень нравятся. Выглядит это несколько нескромно, но в принципе я доволен своей работой и очень рад уже многочисленным отзывам и авторов, и читателей, которые поддерживают меня и радуются выходу этих первых книг серии. Думаю, удаче сборников очень помогают иллюстрации – это современное рисование, создающее не столько визуальное впечатление, сколько психологическое настроение. Когда я увидел полную разверстку «Колеса обозрения», мне показалось, что это большая симультанная книга в духе Сони Делоне, которая подобным образом – с помощью цветовых пятен – оформляла, например, книги выдающегося французского поэта Блеза Сандрара. Так наша детская литература еще раз вписывается в европейскую культуру. Сегодня подчеркнуть это – очень важно.
– Художники в каждой книге планируются разные?
– С удовольствием называю имена молодых художниц, проиллюстрировавших наши книги – с «Колесом обозрения» работала Анастасия Смирнова, со сборником «Скоро в школу!» – Хадия Улумбекова. Очень надеюсь, что они примут участие и в следующих книгах серии, наряду с другими иллюстраторами. Вообще выбор художника книги – дело непростое, и приоритет такого выбора я бы оставлял за издательством, которое формирует свой стиль, свою эстетику в оформлении издаваемых книг.
– Очень нравится название сборника «Колесо обозрения». Откуда появилась идея?
Идея лежала на поверхности – у одного из авторов сборника, молодой поэтессы Галины Дядиной есть стихотворение с таким названием:
На четырёх колёсах
Катают малыша.
Другой на трёх проехал
Куда-то, не спеша.
На двух несётся третий,
Малюсенький, как гном…
А я качусь над ними –
На колесе одном!
Мне осталось только в небольшом предисловии к книге пояснить читателям, что к чему:
«Мне кажется, «Колесо обозрения» – отличное рабочее место для детского поэта. Действительно, сверху всё видно, и взрослые, там, внизу, став на минутку тоже маленькими, отлично вписываются в перспективу и пространства, и времени. На нашем «Колесе обозрения» разместилось полтора десятка поэтов – молодых и уже бывалых, за плечами у каждого рюкзачки с собственными книжками, к ним теперь прибавляется и эта.
Я попросил моих добрых друзей-поэтов отобрать несколько своих любимых стихотворений и дополнил их теми, что сам люблю и помню. И с удовольствием присоединился к этой весёлой компании. Так сложилась книжка, которую вы держите в руках. Все эти стихи – картинки и размышления из жизни ребёнка, и по мере чтения наш герой немножко подрастает, от пяти-шести до восьми-девяти лет. Это самый плодотворный детский возраст и самый драгоценный для того, кто пишет для детей».
– Сборник «Скоро в школу» включает не только стихи, но и рассказы. Эта книга на более старший возраст?
– Да нет, на тот же самый – как писали раньше: «Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Просто детская литература тем и хороша, что ее можно читать и ее любить в любом возрасте, было бы желание и увлечение.
– Вы уже знаете, сколько книг планируется в серии? Какие будут следующие? По какому принципу они составляются: тематическому, возрастному…?
– Планы у нас большие, но издание книг дело нескорое. Я очень хочу среди прочих книг серии сделать еще хотя бы пару сборников по примеру «Колеса обозрения» — в эту, вышедшую книгу вошли стихотворные подборки пятнадцати современных детских поэтов. Вот нечто подобное я хочу сделать в небольшой антологии современного рассказа и современной сказки. Главное – не нарушать принципа и публиковать наряду с известными именами новых авторов. И тематические сборники тоже ждут своей очереди.
– Расскажите, пожалуйста, о тенденциях в современной детской поэзии? Что она сейчас, по вашему мнению, переживает: подъем или упадок? Если сравнивать состояние в детской поэзии сейчас и, скажем, лет 10-15 назад, что-то изменилось?
– В детской поэзии идут те же процессы, что и вообще в литературе для детей. За последние четверть века появилось новое поколение, которое становится все более известным читателям, чуткие издатели это улавливают и издают их книги – хотя, на мой взгляд, издавать можно было бы и почаще, и побольше. В девяностые годы мы очень опасались, что в детские стихи начнет проникать взрослый стеб – была такая тенденция. Но наши опасения не оправдались. Зато в поэзию пришли прозаики (так же, как в прозу – поэты). Сейчас все немножко замедлилось – это понятно: надо еще разобраться с написанным и вошедшим в литературный обиход за последнее время. Этим целям, в частности, должны служить и книги нашей серии.
– Многие издатели боятся публиковать стихи начинающих авторов, объясняя это тем, что про них никто не знает, а значит, не будет и покупать. Что вы думаете об этом? Есть ли выход?
– Выход только один: писать интересные, веселые, умные, игровые, неожиданные стихи. А издатели никуда не денутся. Сегодня информация о всем интересном и новом, в частности, в детской литературе доступна всем. Было бы желание ее получить. Конечно, куча трудностей. На смену идеологическим запретам советского периода пришли жесткие экономические соображения. Что лучше? Но вот что внушает достаточный оптимизм. У нас довольно активно формируется заинтересованность общества в той или иной форме литературного творчества, и детская литература здесь совсем не на последнем месте. Более того, она нередко выступает – прежде всего, именно в книгоиздании – виде «паровоза», который вытягивает, благодаря своей востребованности, как раз экономику. Будем оптимистами.
– Насколько вообще важно детскому поэту выходить к читателям, выступать, популяризировать?
– А вот это уже зависит от личности и возможности самих поэтов. На мой взгляд, общение с детской аудиторией и индивидуально с детьми – главная составляющая творчества для детей. Но – каждому свое. Во всяком случае, — и недавние презентации наших сборников в московских книжных магазинах это подтвердили – общение с читателями идет на пользу всем. По крайней мере, возникает много сопутствующих мыслей и идей. Как сказал один из моих маленьких читателей, «Думать – полезно. А дальше – не знаю».