Три вопроса писателю фэнтези: Владимир Аренев
Украинский писатель, сценарист, переводчик, редактор-составитель. Автор 25 книг, в том числе — «Душницы», «Паломничества жонглёра», «Пороха из драконьих костей» и др. Произведения В.Аренева выходили на английском, литовском, немецком, польском, русском, украинском, французском языках. Лауреат международной украинско-германской премии имени Олеся Гончара (2001); призер Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (сезон 2012—2013 гг.); обладатель премии «Новые горизонты» (2014). На «Евроконе» в 2004 году в Болгарии признан лучшим молодым автором Украины, в 2014 г. в Ирландии — лучшим автором фантастических книг для детей и подростков.
– ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТОТ ЖАНР? ЧТО В НЕМ ПРИВЛЕКАЕТ? В ЧЕМ ЕГО ЧУДО И ОБАЯНИЕ ДЛЯ ВАС?
— Как и многие, я вырос на книгах «жёлтой серии» фэнтези «Северо-Запада», а потом на первых томах «Века дракона» — «Оке мира», «Ведьмаке», «Дочери железного дракона». Это было невероятно здорово: читать классные истории, действие которых происходит в таких разных мирах, зачастую с использованием той или иной мифологии. Я не стал при этом только автором фэнтези: я пишу и НФ, и детские сказки, и мистику. Да и в фэнтези в последнее время мне интереснее работать в области пограничной: там, где пересекаются разные жанры. Тот же «Порох из драконьих костей» — это ведь и urban fantasy, и антиутопия…
Чудо и обаяние вот лично для меня — в умении сочетать развлекательный и увлекательный сюжет с серьёзными темами; в том, как оживают в лучших книгах жанра древние мифы, как они в них — по Кэмпбеллу — проходят очередное обновление, становятся актуальными для читателя.
– КАКУЮ КНИГУ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ НАПИСАТЬ, И СМЕРТЕЛЬНО ЖАЛКО, ЧТО ЕЕ НАПИСАЛ КТО-ТО ДРУГОЙ?
— Ни одной. Это же огромный кайф: читать классно написанные книги, над которыми как следует поработал кто-то другой! К вопросу о чуде — разве это не прекрасно, что твои коллеги способны придумывать и талантливо создавать такие истории? Только за последнее время мне повезло: я прочитал несколько таких историй. Это и «Меекхан» Роберта Вегнера, и «Хитрости Локка Ламоры» Скотта Линча, и «Последняя Речь Посполитая» Томаша Колодзейчака. А какая шикарная повесть «Ход генерала» у Яцека Дукая!.. — продуманный и выверенный условно современный нам мир — но мир, в котором действует магия; история, кстати, посвящена, кроме прочего, природе власти — теме, к которой многие авторы фэнтези обращаются.
– КАКУЮ БЫ КНИГУ В ЭТОМ ЖАНРЕ ВЫ БЫ СПАЛИЛИ В ЖЕРЛЕ ОРОДРУИНА, НЕ РАЗДУМЫВАЯ И ПОЧЕМУ?
— Мне кажется, забвения достойны те книги, в которых авторы сознательно пытаются вызвать у читателя ненависть к той или иной обобщённой группе условных врагов. Другое дело, что, окажись я рядом с Ородруином, я бы ничего не сжигал. Я бы втихаря свалил на экскурсию и постарался забраться как можно глубже и увидеть как можно больше — причём желательно не только в Мордоре, но и в других краях Средиземья.