Собственно дети

Рецензия: Мария Грипе «Сесилия Агнес – странная история»

Ноя 12, 2016 Переплет
cecilia-agnes
СЕСИЛИЯ АГНЕС — СТРАННАЯ ИСТОРИЯ. МАРИЯ ГРИПЕ Белая ворона 2016

Когда открываешь книгу Марии Грипе «Сесилия Агнес – странная история», создается ощущение, будто бы перед тобой откидывается крышка старой прабабушкиной шкатулки, которая годами пылилась в серванте. Ты чувствуешь запах пыли, может быть, старого парфюма, и легкую грусть – потому что эти вещи, когда-то важные, кем-то любимые, сейчас уже — музейные экспонаты, тонкая ниточка памяти о твоих предках.
Именно такую растерянную грусть вызвала во мне странная история Сесилии. Эта книга — об одиночестве, причём одиночестве выдуманном, искусственно созданном. Маленькая девочка Нора, приемыш, убеждает себя в своей ненужности и, проходя череду странных событий и разгадывая тайны прошлого, получает в подарок куклу, Сесилию, призванную её от этого одиночества избавить. Честно говоря, не могу сказать, что у меня получилось понять Нору или поверить в неё, в то, что она настоящая девочка, запутавшаяся в своих мыслях. «Надуманность одиночества» оставила после себя лишь недоумение.
Очень сильно впечатление об этой совсем не детской книге испортили иллюстрации Виктории Поповой (издательство «Белая Ворона», 2016), выполненные карандашом в наивно-детском стиле. Они создавали ложную иллюзию того, что вся история на самом деле – светлая сказка для маленькой девочки, каковой она вовсе не является.
Само повествование ведется крайне медленно, возможно, даже несколько затянуто. Это могло бы объясняться глубоким, красивым языком, но, к сожалению, подобным произведение похвастаться не может. Вина тому переводчика – Нины Федоровой – или Мария Грипе сама выбрала такой «упрощенный стиль», я сказать не могу.
Текст наполнен целой охапкой маленьких романтичных деталей, которые изящно дополняют сцены, но сами по себе не несут совершенно никакого смысла. Тикающий в обратную сторону будильник? Волосяная косичка в медальоне? Браслет с камушком-слезой? Красивые брызги на мутном стекле этой книги. Но, честно говоря, до последнего хотелось, чтобы все эти детали сыграли, объединились в одну стройную цепочку.
Странная история о Сесилии Агнес, пожалуй, прежде всего, является действительно странной. Мистические и интригующие временные петли, таинственная кукла, черед
а невероятных случайностей, предотвращающая трагедии – все это присутствует в книге, однако, даже в конце не становится ясно, а что же все-таки происходило? Зачем это было нужно? И что же, в конце концов, изменилось? Странная история.

suprunЕкатерина Супрун, 17 лет,  Санкт-Петербург