Рецензия: «Маленькие женщины» Луиза Мэй Олкотт
В честь Луизы Мэй Олкотт, между прочим, назван кратер на Венере. Отец Луизы — писатель-трансцеденталист, философ, преподаватель Эймос Олкотт, его друзьями были классики американской литературы — Ральф Эмерсон, Генри Торо, Натаниэль Готорн. Мама, Абигейл Олкотт, была общественной активисткой, боролась против алкоголизма и за права женщин и рабов, стала первым оплачиваемым социальном работником в штате Массачусетс. В знаменитом утопическом поселении трансцеденталистов в Конкорде, маленьком городке, своеобразной коммуне из писателей и художников, дети Эмерсона и Олкоттов были соседями забор к забору, вместе играли, ставили спектакли. Сейчас дом, в котором жили Олкотты, превращен в музей. Луиза Мэй рано начала зарабатывать всем, чем можно на жизнь — шитьем, преподаванием — будучи при этом образованной в рамках самых прогрессивных идей того времени. Написать роман «для девочек» ее попросил один издатель — Луиза Мэй уже опубликовала к тому времени воспоминания о детстве, проведенном в Конкорде, и «Больничные очерки» о работе медсестрой в военном госпитале — шла Гражданская война. По сути, она писала книгу под соцзаказ — уже в середине XIX века в англоязычной литературе появляется запрос на такой жанр — не просто детский текст — а качественный гендерный текст.
Луиза Мэй описала будни американской семьи «северян» Марч: отец-пастор добровольцем на Гражданской войне, мама на работе и в благотворительности, четыре девочки, четыре сестры — все разные. За основу писательница взяла себя и своих трех сестер Олкотт. Старшая сестра — Мэг — серьезная, взрослая и ответственная, образец главы семейства, типичная девушка с образованием, благородная, но бедная, вынужденная начать рано работать, порой не на самых симпатичных людей, и потому рано думать о жизни не очень хорошо. Джо — собственно, сама Луиза Мэй, а не Мэг, как вы подумали, классическая «пацанка», но больше, чем просто «мальчишка-сорванец» — такой сбой в гендерной роли сделан не для забавы, а для драмы: она девушка — это станет основой для каждого женского романа — которой нужно от жизни гораздо больше, чем традиционная женская судьба — замужество, семья, обязанности, а из удовольствий — еда, дети и платья. Именно за взрослением Джо мы следим пристальнее всего. Джо постоянно негодует, что она женщина — у них так мало возможностей. Эми — девочка-девочка, со всеми женскими недостатками. Бет — девочка-девочка, со всеми женскими достоинствами. Будет полный набор: и учеба, и домашние спектакли, и смерть одной из сестер, и конец войне, и танцы с платьями, и первая любовь, и обсуждение книг и тех самых прогрессивных идей, и религиозность не в ущерб сюжету. Название стало нарицательным, сама писательница — богатой и знаменитой. Луиза Мэй писала много, продолжения, ответвления, но «Маленькие женщины» остались ее главным произведением. В общем-то, прочтением «МЖ» можно и ограничиться, чтобы понять, в чем суть жанра — это действительно многослойное многособытийное произведение с отличными диалогами и интересными интонациями. Не забудьте посмотреть фильм с Кристианом Бейлом в роли мальчика-соседа.
Марина Соломонова
Читайте также «ЭВОЛЮЦИЯ РОМАНА ДЛЯ ДЕВОЧЕК. ЧАСТЬ 1»