«Все любят Роальда Даля» с Евгенией Шафферт
Люблю Роальда Даля. Больше всего люблю его за честность и за хулиганство. Он никогда не обещает ребёнку, мол, ты будешь хорошим и тогда всё будет хорошо. Будет — как угодно, может быть так же, как в сказке «Ведьмы», никто не воскреснет и не обретёт вечной молодости, всем воздастся по заслугам, только воздаяние не всегда очевидно.
Даль не считает, что ребёнок лучше, чем есть на самом деле. И не врёт, будто хуже. Он как будто вообще лишён «стереотипа Маленького принца»: его дети жестоки и застенчивы, решительны и эмоциональны, они очень разные, так же, как и взрослые.
А вот взрослые — это вообще особенная история у Даля, и она как будто бы интереснее, чем его же история про детей. Отец Дэнни — чемпиона мира, может быть лучший на планете отец — браконьер, который вообще не чтит уголовный кодекс, ненормальный Вилли-Вонка талантлив и жесток, как никто другой, родители Матильды отвратительны…
Даль как будто весь состоит из гипербол. Все у него чересчур, что самое прекрасное — чересчур смешно.
Вообще говоря, можно совсем ничего не читать в жизни, но непременно стоит почитать «БДВ». Может быть это единственный книжный герой, с которым я более-менее устойчиво готова себя ассоциировать. БДВ да Пёс, выдуманный Кристиной Нёстлингер.
Евгения Шафферт, литературный критик.